Поклонники фигурного катания во всем мире знают Алексея Мишина как великого тренера. Даже бетторы зачастую делают ставки, используя париматч бонус, именно тогда, когда на льду появляются ученики «Профессора». Но мало кто знает о ранних этапах карьеры Мишина и о том, каким он был фигуристом.
Будущий гуру фигурного катания появился на свет в Севастополе. Важнейшую роль в становлении мальчика как спортсмена сыграли папа и мама.
Николая Мишина и Татьяну Делюкину судьба свела словно специально, но некоторое время играла с ними в игры. Будущие родители Алексея были знакомы еще с юности. В Смоленске Коля и Таня жили по соседству, учебу проходили в одном вузе, а также вместе пошли играть в любительских спектаклях в театре. Казалось бы, после окончания обучения они оказались в разных местах, получив направление на работу далеко друг от друга, но все только начиналось. В 30-м Николай и Татьяна поженились, а через два года родилась дочь Людмила.
Отец Алексея получил возможность стать аспирантом ЛГУ, а потом пошел преподавать в училище имени Дзержинского. Семья переехала в Ленинград, Николай стал военным. Мама также решила преподавать. За несколько месяцев до нападения Германии Татьяна родила сына Алексея.
Начальство решительно рекомендовало офицерам вывезти их семьи. Так Мишины очутились в Ульяновске, где их приняли родители друга семьи. В то время многие буквально не доедали, и семья маленького Алексея — в том числе. Сам мальчик пострадал серьезно — у него был выявлен рахит. Вылечиться удалось благодаря маме, которая неимоверными усилиями умудрялась выращивать помидоры на каменистой почве двора.
Папа продолжал служить в разных городах. Когда война уже близилась к своему окончанию, его перевели в главный город Грузии. Там жена и дети смогли поселиться в заброшенном отеле. Вскоре жилищные условия круто наладились: Мишиным дали трехкомнатную квартиру. Однако позитивные эмоции долгими не были: папе дали новый перевод. На этот раз — снова в Ленинград. А здесь семейство Мишиных теснилось в коммуналке.
Маленьким Леша выделялся подвижность и активностью. При этом тема фигурного катания как возможность времяпровождения вошла в его жизнь стремительно, но во многом незаметно. Папа брал дочь и сына с собой на каток, чтобы вместе погулять. Как-то сестра после получения стипендии купила ему первые коньки. Леша придумал себе развлечение, за которое рисковал сильно получить на орехи от родителей. Мальчик катался на коньках, цепляясь за грузовик. Мишин-младший терпеливо ждал на Загородном проспекте заворачивающий на родную улицу большой автомобиль, а после этого цеплялся и выписывал фигуру за фигурой, стараясь балансировать. И у него получалось.
Для ленинградской молодежи, желающей кататься на коньках, культовым местом в то время был Аничков дворец. Имена Станислава Жука, Людмилы Белоусовой, Олега Протопопова, которые смогли внести свои имена в историю золотыми буквами, известны многим.
Николай Мишин видел, сколь стремительно растет увлеченность сына катанием на льду. Кроме того, отец стремился уберечь сына от соблазнов улицы — вокруг хватало не лучших примеров, как еще вчера чуть ли не образцовые дети шли по наклонной, оказываясь не в той компании. И однажды решил отдать Лешу в секцию фигурного катания. При этом изначально в планах Алексея на первом месте было окончить ЛЭТИ им. В. И. Ленина и работать инженером. Однако стремление проявить себя в спорте взяло свое.
Фактическим началом карьеры Мишина можно считать 56-й. Его первым тренером стала Нина Леплинская. Протом Алексей начал заниматься у Майи Беленькой. Позже воспоминания Беленькой о только пришедшем к ней Мишине стали хрестоматийными.
По словам Майи, ко времени прихода Мишина в ее группу его ровесники уже были чуть ли не мастерами спорта, Алексей же мог похвастать разве что вторым взрослым разрядом. При этом Беленькая подчеркивала — была уверена, что Мишин отчетливо осознавал — у нее собраны ребята намного сильнее его, такие, которые готовы выступать в чемпионате СССР, и он от конкурентов сильно отстает. Беленькая честно признавалась, что как тренер заинтересована в Машине совсем не была. Потому как думала, что с ним возиться, чтобы он ей «создал имя», придется очень и очень долго.
Но Алексея все же решила взять. Впрочем, предварительно попросила его показать, что он может. Каково же было ее изумление, когда после демонстрации Мишиным ряда прыжков, она не могла поверить своим глазам.
Сильнейшим качеством Алексея была практически балетная растяжка, также он отличался образцовой прыгучестью. Мишин мог похвастаться по-настоящему шикарными данными для самой успешной карьеры в фигурном катании.
Однако из-за того, что в спорте оказался поздновато, добиться на льду даже хороших результатов, будучи одиночным, не смог. Высшим его достижением стала третья строчка в чемпионате Союза в 64-м.
Впрочем, работая с Беленькой, Мишин повстречал фигуристку, знакомство с которой в его карьере сыграло решающую роль. Это была Тамара Москвина. С ней Алексей принялся работать в паре.
Дуэт Алексея и Тамары принимал участие в самых разных соревнованиях, пара завоевала множество наград и штамповала одно звание за другим. Москвина и Мишин стали лучшими в СССР в 69-м, а также взяли серебро первенства мира.