Зотов Анатолий Федорович
(р.15.05.1931) — обл. науч. интересов — филос. вопросы естествознания, методол. науки, история филос., эпистемология, филос. антропология и соц. анализ; д-р филос. наук, проф. Род. в д. Острые Луки Тверской обл. Закончил филос. ф-т МГУ (1953), асп. по кафедре истории заруб. филос. (1956). Преподавал филос. в Сталингр. пед. ин-те (1957—1961), Моск. энерг. ин-те (1961—1967). Работал ст.н. с. в ИИЕТ АН СССР (1967—1972). С 1972 проф., с 1987 — зав. кафедрой истории заруб. философии филос. ф-та МГУ. Акад. Академии гуманит. наук и РАЕН, Академии соц. наук Казахстана.
Предс. Росс. феноменологического общества.
Чл. редколл. ж. "ВФ". Чл. экспертного совета Комиссии по гос. премиям при Президенте России.
Чл. экспертного совета РФФИ. Канд. дисс. посвящена анализу "критической онтологии" Н.Гартмана (1957), докт. дисс. — "Структура научного знания" (1971). Гл. тема цикла работ по проблемам методол. и филос. науки — анализ формирования идеальных объектов теории и их трансформация в ходе развития иссл. программ, а также соц.-культурные контексты познания.
Одна из гл. идей — "несимметричность" процессов построения и развития теор. модели, с одной стороны, и ее интерпретации, с др., поскольку первое и второе имеют разные контексты, выходящие за пределы гносеологии, и определены разными установками.
Поэтому в совр. науч. знании оказывается неэффективной "картезианская" методол. схема и невозможна редукция к "элементам" знания или опыта. Соответственно, нужно особое комплексное иссл. связи между фундам. теориями и техн. разработками, наукой и образованием и формами их организации.
Ряд публикаций З. посвящен теме взаимодействия науки, техники и соц. развития, разл. аспектам социол. анализа и прогностики.
Одна из вед. идей этого цикла — неизбежность глубочайших перемен в соц. структурах и геополит. облике мира в процессе перехода от цивилизации индустриальной к ин-формац., "ноосферной". Без понимания смысла этих перемен, без разработки и проведения в жизнь сценариев глоб. и регион, социокультурного развития, по мнению З., дальнейшее существование человеч. цивилизации вряд ли возможно.
Исследуя проблемы истории заруб. филос., З. много внимания уделяет истории зап. филос. Гл. темы — неорационализм, неокантианство, позитивизм, прагматизм, неопозитивизм и постпозитивизм, феноменология Гуссерля и "фундаментальная онтология" Хайдеггера.
Центр иссл. интересов в наст. вр. — история и совр. состояние феноменологического движения, а также позитивная разработка разл. аспектов модели "планетарного сознания" и "мыслящего Универсума" в связи с образованием и функционированием глоб. информац. систем, в к-рые оказываются включенными мыслящие и действующие человеч. индивиды и их сообщества; причем все в большей степени уже не в качестве свободных и ответственных ист. субъектов, а скорее как "материя", посредством к-рой существует "организм" культуры. "Органами" этой отчужденной от человека и все в большей степени детерминирующей его производ-ственно-техн. системы постиндустриального периода существования, природно-человеко-машинного планетарного "сверхорганизма", специфического (хотя, скорей всего, и не уникального) космического объекта, к-рый на Земле проходит еще стадию формирования, становятся совр. глоб. информац. системы (Интернет, СОИ при условии ее демилитаризации, мировая банковская система с ее техн. субструктурой; производство и потребление во всех его аспектах — информац., энергетическим, вещественно-материальном, культурном и т.д., а также межгос. и наднац. организации, объединяющие ученых мира в целях разработки стратегич. проектов и решения соответствующих задач). Все это в своей совокупности превращается в некую универсальную планетарную активность, для бытия к-рой не имеют никакого значения никакие экзист. ценности — не только индивидуальное своеобразие человека, но также и его рождение, его смерть — или его бессмертие в той или иной (телесной или информац.) форме. Это — находящийся в процессе формирования космический феномен, к-рый уже теперь не совсем адекватно рассматривать как человеч. деятельность, к-рая преобразует природу.
Поскольку процесс этот еще не завершен, для человечества, если оно осознает эти трансформации как угрозу своих базовых бытийных ценностей — личностной индивидуальности, свободы, ответственности (каковые и означают бытие человека как субъекта истории), пока еще остается открытой возможность сохранения "человеческого лица" на поверхности планеты Земля. Нек-рые организационные, техн. и этич. аспекты этой темы уже представлены в публикациях посл. лет. Соч.: I. Монографии: Структура научного мышления.
М., 1973; Буржуазная философия науки. [В соавт.]. М.,1978; Буржуазная методология науки. [В соавт.]. М., 1983; Буржуазная философия середины XIX — начала XX века. [В соавт.]. Уч. пос. М., 1988; Современная западная философия. [В соавт.]. М.,1994; Западная философия XX века. [В соавт.]. Уч. пос. М., 1998; Западная философия XX века (Учебник для ун-тов). М., 2001. II. Разделы в коллективных трудах: Проблема бытия в "новой онтологии" Н.Гартмана // Современный объективный идеализм.
М., 1963; Преемственность научного знания и принцип соответствия // Проблемы истории и методологии научного познания.
М., 1974; Принцип соответствия // Методологические принципы физики.
М., 1975; Мировоззрение, методология науки и технология // Мировоззрение и диалектика научного познания.
Иркутск, 1980; Концепция науки и ее развития у Г.Башляра // В поисках теории развития науки. М., 1982; Наука, технология, культура // Разум и культура.
М.,1983; Математика и синтез наук // Единство и специфика методологии общественных, естественных и технических наук. Калинин, 1986; Статьи в словаре-справочнике "Научно-технический прогресс". М., 1987; Диалектика социального и индивидуального в познании.
Социализация знания // Диалектика познания.
Л., 1988; О предпосылках и природе власти "Хозяина" // Квинтэссенция.
М., 1990; Soziale Folgen der Anwendung hohheffektiver Technologien // High Tech Trends. Berlin, 1990; История и футурология // Культура и экология.
М., 1997; Западная философия XX века. Феноменологические исследования.
Российско-американский ежегодник.
Владимир — Бельмонт, 1997; Феноменология в современной западной философии // Феноменология художественного образования.
Владимир, 1997; Проблема языка в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера // Философия в духовной жизни общества.
Т.1. СПб., 1997; Гуманитаризация — мода или тенденция? // Перспективы развития гуманитарных наук в Московском университете.
М., 1996; Отношение к прошлому как проблема нашего самоопределения // Драма советской философии.
Эвалъд Васильевич Ильенков.
М., 1997; История и футурология // Культура и экология.
М., 1997; Прогноз, сценарий, проект (мировоззренческие предпосылки и методологические принципы) // Теория предвидения и будущее России.
Материалы V Кондратьевских чтений.
М., 1998. III. Статьи в журналах: Особенности развития методов естествознания // ВФ. 1957. № 4; Гносеологические проблемы построения и интерпретации общих физических теорий // ВФ. 1969. № 11; Диалектика развития науки, ее ценностные установки и познавательные схемы // ВФ. 1976. № 1; Порождающие структуры развития науки и техники как предмет гносеологического анализа // ВФ.1976. № 7; Гносеология и некоторые методологические принципы управления экономикой // ВФ. 1986. № 2; Наука, техника, культура // ВФ. 1989. № 1; Мировоззрение на рубеже тысячелетий // ВФ. 1989. № 12; Так есть ли две науки? // ВФ. 1989. № 5; Право, свобода, демократия // ВФ. 1990. № 6; Проблемы современного образования // Свободная мысль. 1990. № 12; О чем говорит плюрализм философских течений // ВФ. 1991. № 12; Социальное конструирование // Социальные исследования. 1991. № 1; "Ранний" Гуссерль и формирование феноменологического движения в европейской философии // Логос. 1991. № 2; Метафизика свободы (отрывки из ненапечатанной книги) // Свободная мысль. 1992. № 4; Метафизика свободы (статья 1) // Философские исследования. 1993. № 1; Метафизика свободы (статья 2) // Там же. 1993. № 2; Новый тип глобальной цивилизации // Политические исследования. 1993. № 4; Демократия возникает как образ мысли. // Российская Федерация. 1997. № 15; Существует ли мировая философия? // ВФ., 1997. № 4; Кризис "антропологического проекта" в философии // Здравый смысл. 1998. № 9; Рационализм и иррационализм в западной философии // Здравый смысл. Спец. вып. — "Наука и здравый смысл в России: кризис или новые возможности". М., 1998; Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры. [В соавт.] // В. МГУ. Сер."Философия". 2000. № 4.