Зиновьев Александр Александрович
(р. 29.10.1922) — спец. в обл. логики и методологии науки, социолог, публицист, писатель.
Род. в Костромской обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1951), асп. (1954). В 1955—1976 — в ИФ АН СССР. В 1963—1975 работал по совм. на кафедре логики филос. ф-та МГУ, в 1965—1968 заведовал этой кафедрой.
Д-р филос. наук, проф., член академий Финляндии, Италии, Баварии, Академии соц. наук РФ, Академии росс. словесности и др. В 1976 за публикацию на Западе кн., критиковавших советское об-во, был уволен с работы, лишен ученых степеней, званий и наград.
В 1978 под угрозой ареста выехал на Запад, лишен советского гражданства.
Жил в эмиграции 21 год, занимался лит. деятельностью, публицистикой и социол. иссл. Награжден многими лит. и науч. премиями.
Почетный гражданин ряда городов Франции и Италии.
По возвращении из эмиграции работает проф. филос. ф-та МГУ, по совм. является гл. н. с. ИФ РАН, сотрудничает в др. учебных и иссл. заведениях.
В логике приобрел мировую известность иссл. по многозначной и некласс. логике.
Разработал свою собственную концепцию логики, включившую всю ее осн. проблематику при новом ее истолковании и расширенную за счет включения в сферу логики многих новых разделов.
В их числе — разработка логич. аппарата для экспликации языка физики (логич. физика) и социол. (логич. социол.). В развитии формального аппарата логики шел оригинальными путями, подвергнув иссл. и логич. обработке множество новых проблем, расширив круг интересов логич. науки, намного опередив логику своего времени в этом отношении.
До эмиграции создал свою логич. школу, имевшую серьезные результаты.
Из нее вышел целый ряд известных ныне отеч. и заруб. логиков.
В эмиграции начал разрабатывать науч. подход к соц. объектам, отвечающим критериям логики (в его понимании).
Заложил основы логич. анализа языка и методов социол., а также науч. теории реального ком. соц. строя, за что был награжден (1982) премией А.Токвиля.
Занимался социол. иссл. соц. организации совр. зап. стран (реального "западнизма"). По мнению З., имеет место установленный им факт великого эволюц. перелома в истории человечества.
Этот перелом произошел во второй половине XX в. и заключается в переходе от эпохи обществ к эпохе сверхобществ.
Дал описание соц. организации последних.
Исследовал сущность, причины и последствия того переворота, к-рый произошел в Советском Союзе и России в 1985—1999 годах, а также соц. организации постсоветской России и процесса глобализации.
Можно сказать, что З. создал новый лит. жанр, названный им социологическим.
Заключается он в изложении результатов социол. науч. иссл. в форме лит. произведений или, др. словами, в использовании средств науки в художеств. литературе.
В своих художеств. соч. он широко использует также результаты иссл. в логике и методологии науки. Логич., социол. и лит. соч. З. переведены на многие иностр. языки. Его работы, как правило, получали широкий резонанс, вызывали оживленные и серьезные дискуссии, имели многочисленные отклики в заруб. и отеч. литературе.
Соч.: Логика и методология науки: Философские проблемы многозначной логики.
М., 1960. Логика высказываний и теория вывода.
М., 1962. Основы логической теории научных знаний.
М., 1967. Очерк многозначной логики // Проблемы логики и теории познания.
М., 1968. Логическое следование // (Там же). Комплексная логика.
М., 1970. Логика науки. М., 1971. Нетрадиционная теория кванторов // Теория логического вывода.
М., 1973. Логическая физика.
М., 1974. Logische Sprachregeln. Munchen, 1975. Non-standard logic. Oxford, 1983. Очерки комплексной логики. M., 2000. Социология и публицистика: Без иллюзий. Lausanne, 1979. Мы и Запад. Lausanne, 1981. Коммунизм как реальность. Lausanne, 1981. Ни свободы, ни равенства, ни братства. Lausanne, 1983. Die Diktatur der Logik. Munchen, 1985. Die Macht des Unglaubens. Munchen, 1986 (Сила неверия.
Мюнхен, 1986). Горбачевизм. N.-Y., 1988. Кризис коммунизма.
М., 1991. La caduta dell impero dell male. Torino, 1994 (Гибель империи зла. Турин, 1994). Запад. М., 1995. Посткоммунистическая Россия.
М., 1996. Великий эволюционный перелом.
М., 2000. На пути к сверхобществу.
М., 2000. Гибель русского коммунизма.
М., 2001. Литература: Зияющие высоты. Lausanne, 1976. Светлое будущее. Lausanne, 1978. В преддверии рая. Lausanne, 1979. Записки ночного сторожа. Lausanne, 1979. Желтый дом. Lausanne, 1980. Мой дом — моя чужбина. Lausanne, 1982. Нашей юности полет. Lausanne, 1983. Евангелие для Ивана. Lausanne, 1984. Иди на Голгофу. Lausanne, 1985. Пара беллум. Lausanne, 1987. Живи. Lausanne, 1988. Ка-тастройка. Lausanne, 1988. Смута. М.,1994. Русский эксперимент.
М., 1995. Глобальный человейник.
М., 1997. Исповедь отщепенца.
М., 1999. Е.Л.Сидоренко Зиновьев, Александр Александрович Философ, социолог, публицист; родился 29 сентября 1922 г. в д. Чухлома Костромской области; участник Великой Отечественной войны; окончил философский факультет МГУ, доктор философских наук, профессор; работал в Институте философии АН СССР; в 1976 г., после публикации в швейцарском издательстве "L''Аgе d''hоmmе" романа "Зияющие высоты" был уволен с должности старшего научного сотрудника и лишен званий доктора философских наук и профессора; в 1977 г. исключен из КПСС, в 1978 г. был вынужден уехать из СССР; был лишен советского гражданства; с 1978 г. постоянно жил в г. Мюнхене (ФРГ); в 1990 г. Указом Президента СССР был восстановлен в гражданстве СССР и всех званиях; 30 июня 1999 г. возвратился в Россию; автор более 30 научных и художественно-публицистических работ, среди которых: "Желтый дом" (1980), "Коммунизм как реальность" (1982), "Катастройка" (1988), "Горбачевизм" (1988), "Гомо советикус" (1991), "Живи" (1992), "Русский эксперимент" (1995); с 1975 г. — член Финской Академии наук; владеет английским, немецким языками; женат, имеет двух дочерей; увлекается рисованием и живописью.
А. Зиновьев возвратился в Россию, по его словам, навсегда. "Я профессионально изучил западный мир и являюсь уникальным профессионалом, — сказал по прибытии в Москву философ. — Хочу передавать то, что знаю, людям в России". Оценивая современную политическую ситуацию в России, А. Зиновьев охарактеризовал государственный строй как смесь остатков советского государства плюс "чуточку дореволюционной России, но не той, что реально была, а той, как ее сегодня представляют", и "дичайшего капитализма". В таких условиях, заявил Зиновьев, он не чувствует себя публичным политиком и политикой заниматься не будет. Не вступит и в КПРФ. Но как ученый будет помогать своим друзьям, к которым относит, в частности, С. Бабурина и Г. Зюганова.
По мнению Зиновьева спасти Россию могут те же Бабурин, Зюганов и Лужков.
По прогнозам ученого Россия уже никогда не будет той великой державой, которой она была прежде.