Журавский Дмитрий Иванович
(1821—1891) — строитель знаменитого Веребьинского моста Николаевской железной дороги.
В 1838 г. поступил в Институт путей сообщения.
Выпущенный в 1840 г., Ж. был назначен на изыскания для постройки ж. д. между Петербургом и Москвой.
По окончании этих работ Ж. было поручено составить проекты мостов, над которыми и проработал несколько лет. Затем ему была поручена постройка полуверстового Веребьинского моста, давшая ему известность.
Весною 1855 г. его командировали на изыскания жел. дор. от Москвы до Орла, а по возвращении в Петербург возложили на него перестройку шпица на соборе Петропавловской крепости.
В 1869 г. Ж. послан для изучения железнодор. дела в Сев.-Ам. Соед. Шт. По возвращении был назначен членом в совет управления Главного общества российских ж. д. Кроме того, он состоял несколько лет вице-президентом этого общества и в то же время председателем строительного отдела Имп. техн. общ. и сотрудничал в его "Записках". В 1873 г. участвовал в качестве представителя Мин. пут. сооб. в Международном статистическом конгрессе в Петербурге и был избран вице-председателем коммерческой статистики.
Затем в 1877 г. назначен директором департамента жел. д. и получил в свое заведование технически-инспекторский комитет.
В "Ж. Мин. пут. сооб.", "Русск. Вестн.", "Соврем." и др. журналах печаталось немало статей его по железнодор. делу. Сочинение "О мостах по раскосной системе Гау", над которым он работал около десяти лет, удостоено Демидовской премии. {Брокгауз} Журавский, Дмитрий Иванович (17 дек. 1821 — 18 ноября 1891) — рус. ученый и инженер.
Родился в с. Белом Курской губ. В 1842 окончил Ин-т корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге и принял участие в изысканиях и проектировании ж. д. между Петербургом и Москвой.
Для мостов Петербурго-Моск. ж. д. было решено поставить деревянные фермы с железными тяжами по образцу т. н. ферм Гау, применявшихся в Америке.
Ж. впервые разработал теорию расчета этих ферм, использовав ее при проектировании мостов через pp. Beребью, Волгу, Волхов и др. Мост через Веребью строился (1844) под руководством Ж. До него метод расчета таких ферм не был известен и их размеры назначались эмпирически, вследствие чего иногда происходили расстройства и даже обрушения построенных мостов.
Теория Ж. дала возможность сооружать и безопасно эксплуатировать раскосные фермы пролетами до 60 м. Кроме того, он исследовал распределение усилий между шпонками составных балок, изучил сопротивление поясов ферм растягивающим усилиям, установил необходимость вводить в расчет дощатых растянутых поясов площадь поперечного сечения досок нетто (т. е. за вычетом ослаблений болтами) и определил нормы сопротивления для сосны. За все эти исследования (опубл. впервые в "Журнале Главного управления путей сообщения и публичных зданий", 1850, т. 11, 1852, тт. 15—16, 1855, тт. 21—22) Ж. в 1855 удостоен Петербург.
АН Демидовской премии.
Ж. впервые (1855) дано определение касательных напряжений в изгибаемых балках.
Ж. вывел формулу для определения скалывающих напряжений, учитываемых с тех пор при расчете балок, и показал, что в некоторых случаях разрушение происходит не от разрыва волокон в поперечном сечении бруса, как полагал Л. Навье, а от сдвига фибр, т. е. от нарушения сопротивления скалыванию.
Позднее Ж. пришел к важному выводу о существовании в стенках изгибаемых балок косых усилий, направленных под углом к продольной оси балки и производящих при недостаточной устойчивости выпучивание стенки балки, доказав это испытанием картонных моделей.
Ж. предложил для моста через р. Оку между Москвой и Орлом новую систему деревянных ферм, состоящую из арочного нижнего пояса, раскосной решетки и прямолинейного верхнего пояса. Эта система была изучена им на модели в 1/20 натуральной величины (см. "Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий", 1864, т. 43). При восстановлении после пожара Мстинского моста (1870) Ж. были предложены и осуществлены подмости подкосно-веерной системы.
При замене деревянного шпица собора Петропавловской крепости он применил железную конструкцию в виде восьмигранной усеченной пирамиды, связанной на различной высоте кольцами, и разработал метод ее расчета, введя понятие о "воображаемом раскосе". Ж. занимался также общими вопросами строительства ж. д. в России (см. статьи в "Русском вестнике" и в "Современнике" за 1856). Им внесены предложения по испытанию рельсовой стали при пониженной температуре.
В 1871—76 участвовал в переустройстве Мариинского водного пути и руководил проектированием новых приладожских каналов.
Будучи в должности директора департамента ж. д. (1877— 1889), Ж. осуществил ряд мероприятий по усилению провозоспособности ж. д., в частности положил начало разработке ж.-д. тарифов.
Соч.: О мостах раскосной системы Гау, ч. 1—2, СПб, 1855—56; Общие соображения к проектированию деревянных мостов раскосной системы Гау с железными поясами, "Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий", 1859, т. 29, стр. 283; О сложной системе, представляющей соединение арки с раскосною системою, там же, 1864, т. 43, стр. 165. Лит.: Чествование памяти инженера Дмитрия Ивановича Журавского, "Известия Собрания инженеров путей сообщения", 1897, № 5; Люди русской науки, с предисл. и вступ. ст. акад. С. И. Вавилова, т. 2, М.—Л., 1948, Тimоshеnkо S. P., History of strength of materials, N. Y.—Toronto—L., 1953.