Жуковский Николай Егорович
— профессор Моск. унив. и Имп. технического училища, род. в 1847 г.. Воспитывался в 5-й моск. гимназии, а затем получил высшее образование в Моск. унив. Окончив курс в 1868 г. со степенью кандидата по математическому разряду, поступил в Имп. техническое училище, от которого был командирован за границу.
В 1876 г. Ж. защищал на степень магистра прикладной математики диссертацию "Кинематика жидкого тела", напечатанную в VIII т. "Математического сборника", издаваемого Московским математическим обществом.
Уже и эта первая работа по своей обширности, законченности и по самостоятельности представляет собою ценный вклад в гидромеханику.
После этого Ж. написал несколько статей по различным отделам механики.
В конце 1879 г. на VI съезде естествоиспытателей в СПб. Ж. сообщил результаты своего исследования "О прочности движения", а в 1882 г. напечатал в ученых "Записках" Московского университета полный интереса трактат о прочности движения; это сочинение он защищал в том же году как диссертацию на степень доктора прикладной математики.
До 1886 г. Ж. был проф. Имп. технического училища и только в этом (1886) году утвержден проф. университета.
Из работ Ж. называем следующие: "Кинематика жидкого тела"; "Случай движения жидкой площади по инерции" ("Мат. сб." т. VIII); "Sur la percussion des corps" и "Sur un cas particulier de mouvement d''un point materiel" (в журнале Лиувилля, 3-е Serie, т. IV); "К вопросу о наибольшем ударе"; "Связь между вопросами о движении материальной точки и о равновесии гибкой нити" ("Мат. сб.", т. IX, 1878); "К вопросу о движении материальной точки под притяжением одного в двух центров" ("Зап." Имп. моск. общ. ест. пр., 1881), "О реакции втекающей и вытекающей жидкости" ("Журн. русск. физ.-хим. общ." т. XIV, 1882); "О прочности движения" ("Универс. известия", 1882); "О влиянии колебаний штатива на время качания маятника" ("Зап. Моск. общ. исп. прир., 1882); "О характеристических функциях Якоби и Гамильтона" (1882); "Приложение теории центров ускорений высших порядков к направляющему механизму Чебышева" ("Журн. Рус. физ.-хим. общ.", т. XV, 1883); "Упрощенное изложение Гауссова способа определения планетных орбит" ("Мат. сб." т. XI, 1883); "Об ударе двух шаров, из которых один плавает в жидкости" и "О графическом решении основного уравнения при вычислении планетных орбит" ("Записки" Новороссийского общества естествоиспытателей); "Геометрическое разъяснение некоторых вопросов теории уравнений с частными производными"; "О начале наименьшего действия" ("Математ. сборн.", т. IX, 1879); "Sur une demonstration nouvelle du theoreme de Lambert" ("Зап. Моск. общ. исп. прир.", 1884, "Sur la construction des courbes syndynamiques et synchroniques" (в "Annales de l''Observ. de Moscou"); "Решение одной задачи из теории комет" ("Зап. Моск. общ. исп. прир.", 1884); "Вывод основных формул теории упругости ("Мат. сб.", т. XI); "Об ударе абсолютно-твердых тел" (две статьи в "Журн. Русск. физ.-хим. общ.", 1884, XVI и 1885 XVII); "О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородною капельною жидкостью" ("Журн. Русск. физ.-хим. общ.", 1885, т. XVII), "О реакции втекающей и вытекающей жидкости" (2-я статья, "Мат. сб.", т. XII, 3885); "О гидродинамической теории трения хорошо смазанных тел" ("Журн. русск. физ.-хим. общ.", 1886, т. XVIII); "Решение одной задачи гидростатики" ("Bull. d. 1. Soc. Imper. des naturalistes de Moscou", 1886); "О движении вязкой жидкости, заключенной между двумя вращающимися эксцентрическими цилиндрическими поверхностями" ("Сообщения Харьк. математич. общ.", 1887), "Теоретическое исследование о движении подпочвенных вод" ("Журн. Русск. физ.-хим. общ.", 1889, т. XXI); "О влиянии давления на насыщенные водою пески" ("Труды отделения физ. наук общ. люб. естествознания", т. III, 1890); "О форме судов" ("Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.", т. III); "Об артиллерийских снарядах Шапеля" (там же); "Ueber den Mittelwerth des kinetischen Potentials" ("Записки Матем. общества Новороссийского унив.", т. VIII); "К теории летания" ("Журн. Русск. физ.-хим. общ.", т. XXII, 1890); "Определение силовой функции по данному семейству траекторий" ("Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.", т. III; "Видоизменение метода Кирхгоффа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на неизвестной линии тока" ("Мат. сб.", т. XV 1890); "О парадоксе Дюбуа" и "Прибор для определения коэффициента вязкости масел" ("Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.", т. IV): "О парении птиц" (там же); "Sur un appareil nouveau pour la determination des moments de l''inertie des corps"; "Определение движения жидкости при каком-нибудь условии, данном на линии тока" ("Журн. Русск. физ.-хим. общ." т. XXIII); "Условия конечности интегралов одного уравнения" ("Мат. сб.", т. XVI); "Локсодромический маятник Гесса" ("Труды О. Ф. Н. О. Л. Е.", т. V); "О гироскопическом шаре Д. К. Бобылева" (там же, т. VI). К этому нужно еще присоединить лекции по гидродинамике, напечатанные в "Университетских известиях" за 1886 год, и труды биографического характера.
Как видно из этого списка, работы проф. Ж. довольно многочисленны и весьма разнообразны; он принимал живое участие в разработке всех вопросов механики, возникавших в течение последних 15-ти лет; особенно замечательны труды по гидромеханике.
Соч. "О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородною капельною жидкостью" увенчано премиею проф. Брашмана. "Видоизменение метода Кирхгофа" имеет особенное значение — в нем решены весьма многие вопросы о давлении текущей жидкости на стенки различного вида. {Брокгауз} Жуковский, Николай Егорович [5(17) янв. 1847 — 17 марта 1921] — рус. ученый, основоположник совр. гидро- и аэромеханики, "отец русской авиации" (В. И. Ленин). Родился в с. Орехове (в 30 км от г. Владимира на Клязьме) в семье инженера путей сообщения.
В 1864 поступил в Моск. ун-т на физико-математич. фак-т, к-рый окончил в 1868 по специальности прикладной математики.
С 1870 — преподаватель физики во 2-й моск. женской гимназии, где он сменил Н. А. Умова (см.); с 1872 — преподаватель математики Моск. технич. училища (позже МВТУ), в к-ром проработал до конца жизни; с 1874 — доцент по кафедре аналитич. механики.
Одновременно (с 1872 до 1920) преподавал механику в Практич. академии коммерч. наук. В 1876 защитил магистерскую дисс. В 1882 за исследование "О прочности движения" Ж. была присуждена степень доктора прикладной математики.
В 1885 он был утвержден в должности приват-доцента, а в 1886 — экстраординарного проф. по кафедре механики Моск. ун-та. С 1887 Ж. руководил кафедрой механики Московского технического училища.
В Моск. ун-те и МВТУ под руководством Ж. были организованы лаборатории, в к-рых велись самые разнообразные исследования в области механики.
В 1876 Ж. был избран чл. Моск. математич. об-ва, в 1903 — его вице-президентом, а в 1905 — президентом.
В 1879 Ж. был избран чл. Моск. об-ва испытателей природы (с 1910—почетный член), в 1881 — Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1889—пред. его физич. отделения).
В 1894 Ж. был избран в чл.-корр. Петербург.
АН; в 1900 выдвинут кандидатом в действит. чл. АН, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Моск. ун-те и МВТУ. Большое значение для подготовки отечественных кадров ученых и инженеров имела педагогич. и популяризаторская деятельность Ж. Для иллюстрации своих лекций он создал конструкции большого числа механич. приборов и механизмов.
С начала 20 в. осн. внимание Ж. было направлено на разработку вопросов аэромеханики и авиации.
Вместе с ним работала большая группа его учеников, из к-рых впоследствии выросли крупные специалисты в разных областях авиационной науки и техники.
В 1902 под руководством Ж. при механнч. кабинете Моск. ун-та была сооружена одна из первых в мире аэродинамич. труб. По указаниям Ж. был спроектирован и построен прибор для испытаний самолетных винтов.
В 1904 под его руководством в поселке Кучине, под Москвой, был построен первый в Европе аэродинамич. ин-т. В том же году Ж. организовал воздухоплавательную секцию в Моск. об-ве любителей естествознания, антропологии и этнографии.
В 1910 при непосредственном участии Ж. в МВТУ была открыта аэродинамич. лаборатория.
В 1910—12 Ж. прочитал в МВТУ курс лекций — "Теоретические основы воздухоплавания" (изд. 1911—12), в к-рых были систематизированы теоретич. изыскания самого Ж., его ученика С. А. Чаплыгина (см.), а также экспериментальные исследования аэродинамич. лабораторий Моск. ун-та, МВТУ и заграничных аэродинамич. лабораторий.
Огромную работу провел Ж. по подготовке авиационных кадров — конструкторов самолетов и пилотов.
С 1913 он преподавал на курсах офицеров-летчиков.
В 1914—18 Ж. и его ученики читали лекции на курсах летчиков-добровольцев, организованных военным ведомством при МВТУ. При этом училище было создано Авиационное расчетно-испытательное бюро, в к-ром под руководством Ж. разрабатывались методы аэродинамич. расчета самолетных конструкций и расчета на прочность.
Во время первой мировой войны 1914—18 Ж. вел работу по теории бомбометания, по баллистике арт. снарядов, принимал деятельное участие в рассмотрении различных изобретений, читал курсы по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и вел напряженную работу над различными проблемами теоретич. механики.
После победы Великой Окт. социалистич. революции Ж. и руководимый им коллектив молодых ученых сразу включились в дело строительства новой советской авиации.
В дек. 1918 декретом правительства был учрежден Центр. аэрогидродинамич. ин-т (ЦАГИ), руководителем к-рого был назначен Ж. Организованные Ж. теоретич. курсы для военных летчиков были реорганизованы в Моск. авиационный техникум, на базе к-рого в 1920 был создан Ин-т инженеров красного воздушного флота, преобразованный в 1922 в Военно-воздушную инженерную академию им. проф. H. E. Жуковского.
В дек. 1918 Ж. включился в работу Экспериментального ин-та путей сообщения, организовал в его составе аэродинамич. отдел и наметил план подготовки исследований сопротивления воздуха движению поездов и автомобилей.
Одновременно он принимал самое деятельное участие в работах Комиссии особых арт. опытов.
В 1920 был издан специальный декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении, в ознаменование 50-летия научной деятельности Ж. и огромных заслуг его как "отца русской авиации", годичной премии его имени за лучшие труды по математике и механике, а также о ряде льгот для самого Ж. Умер Ж. в Москве.
В янв. 1947 Совет Министров СССР в связи со 100-летием со дня рождения Ж. учредил за лучшие научные исследования по авиации, а также за выдающиеся учебные пособия по авиационным дисциплинам две медали им. Н. Е. Жуковского, две ежегодные премии и стипендии им. H. E. Жуковского для студентов старших курсов Моск. ун-та, Моск. авиационного ин-та и Моск. высшего технич. училища.
В 1956 в Москве организован научно-мемориальный музей Ж. Исследования Ж. по аэродинамике и авиации.
Работы Ж. в этой области явились источником основных идей, на к-рых строится совр. авиационная наука. При кабинете прикладной механики Моск. ун-та еще в 1889 производились исследования по различным проблемам воздухоплавания; испытывались модели летательных аппаратов, воздушные змеи и т. п. К этому же времени относится первая теоретич. работа Ж. по вопросу управляемого воздухоплавания — "Некоторые теоретические соображения о летательных приборах". В 1890 появилось первое теоретич. исследование Ж. по авиации — "К теории летания". Далее последовал цикл работ по авиации и динамике полета, среди к-рых особенно важное значение имела работа "О парении птиц" (1891). В этой работе Ж. анализирует проблему динамики полета птиц. Для движения центра тяжести птицы при различных условиях он нашел ряд возможных фугоид — криволинейных траекторий полета, среди к-рых была замечательная траектория в виде "мертвой петли". Теоретически предсказанная Ж. возможность "мертвой петли" была осуществлена в августе 1913 рус. летчиком П. Н. Нестеровым (см.). Работы Ж. о различных формах траекторий полета до сих пор служат теоретич. базой фигур высшего пилотажа.
Этими работами положено также начало исследования т. н. фугоидальных движений самолета.
Принципиальное значение имела работа Ж. "О парадоксе Дюбуа" (1891). До Ж. ученые не могли объяснить, почему сопротивление неподвижного тела в движущейся жидкости всегда больше, чем сопротивление от движения самого тела в покоящейся жидкости.
Ж. показал, что причина парадокса Дюбуа заключается в следующем: при движении жидкости покоящееся тело испытывает сопротивление со стороны потока, уже возмущенного трением жидкости о стенки сосуда, т. е. от завихренного потока, в случае же движения тела покоящаяся жидкость не имеет вихрей и поэтому ее сопротивление меньше.
В 1904 в Кучинской лаборатории Ж. сделал открытие, послужившее основой всего дальнейшего развития современной аэродинамики и ее приложений к теории авиации.
В знаменитой работе "О присоединенных вихрях" (1906, оттиск), к-рая была доложена в Моск. математич. обществе 15 нояб. 1905, Ж. дал формулу для определения подъемной силы, являющуюся основой всех аэродинамич. расчетов самолетов.
Эта работа положила начало новой главе гидромеханики — теории течений с многозначным потенциалом скорости, к-рая нашла разнообразнейшие технич. применения.
В 1910—12 появились работы Ж. — "О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов" и "Определение давления плоско-параллельного потока жидкости на контур, который в пределе переходит в отрезок прямой" (1911). В них он провел расчет действующей на крыло силы и указал ряд теоретич. профилей, к-рые в честь его получили название "профилей НЕЖ" и "рулей НЕЖ". Для этих типов крыльев были получены простые формулы, по к-рым можно подсчитать подъемную силу и определить положения центра давления.
В период 1912—18 появляется серия работ Ж. по вихревой теории гребного винта, в к-рых он, опираясь на разработанную ям теорию крыла, дал теорию работы воздушного винта. Теоретич. выводы Ж. хорошо подтвердились на многочисленных опытах.
По его указаниям были спроектированы винты, к-рые получили название "винтов НЕЖ". На основе вихревой теории гребного винта проектируются и строятся воздушные винты современных самолетов.
Работы Ж. по гидравлике и гидродинамике.
В 1882 и 1886 Ж. дал методы определения воздействия на сосуд вытекающей из него или втекающей в него жидкости.
Вопрос этот был тесно связан с выдвинутой в то время технич. проблемой создания судов с реактивными движителями.
В цикл работ по гидромеханике входит исследование по теории качки морских судов. Теоретич. вывод, полученный Ж. при решении задачи о колебаниях шара на поверхности воды, был успешно применен им для выяснения остойчивости и качки корабля.
Ж. установил, что период колебаний корабля, как и шара, зависит не только от его собственной массы, но и от массы воды, увлекаемой при качке вследствие трения.
В формулы, полученные для шара, предстояло внести соответствующие поправки применительно к кораблю.
Но для этого необходимо было поставить опыты с качкой судов. Морское министерство не нашло средств для проведения этих опытов; работа осталась незаконченной и впоследствии была даже утеряна.
Важным вопросам гидродинамики была посвящена магистерская дисс. Ж. "Кинематика жидкого тела" (1876), в к-рой он развил геометрич. теорию движения измеряемой системы.
В 1885 появилось обширное исследование Ж. по гидромеханике "О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородной капельной жидкостью", за к-рое он был удостоен Моск. ун-том премии им. Н. Д. Брашмана.
Результаты, изложенные в указанном соч. Ж., были использованы в дальнейшем в решении нек-рых космогонич. проблем.
В 1886 Ж. создал свой знаменитый курс гидродинамики — "Лекции по гидродинамике", читанный в Моск. ун-те ("Ученые записки Моск. ун-та", 1887, т. 2, вып. 7), — оказавший большое влияние на развитие этой области механики в России.
Практич. направленность научного творчества Ж. особенно отчетливо проявилась в его классич. исследованиях по гидравлике.
Этот цикл теоретич. работ был связан с важной технич. проблемой водоснабжения крупных городов.
Ж. обратил внимание на то, что жидкости, заполняющие, напр., водоносные пески, перемешаны с пузырьками воздуха, поэтому при изменении барометрич. давления уровень стояния почвенных вод изменяется.
Это изменение зависит от толщины водоносных слоев и, следовательно, может быть мерилом запаса воды в грунте.
Исходя из такого представления, Ж. наглядно и просто показал, что запас воды в Мытищах, откуда Москва получала питьевую воду через старый водопровод, недостаточен.
Исследования Ж. по фильтрации впоследствии были с большим успехом применены Л. С. Лейбензоном (см.) к вопросам механики добычи нефти. В работе "О гидравлическом ударе в водопроводных трубах", доложенной в 1898 и опубл. в 1899, Ж. показал, что разрывы труб получаются вследствие возникновения при резком закрытии или открытии кранов явления гидравлич. удара. Теоретические и экспериментальные исследования Ж. разъясняли сложное явление гидравлич. удара, дали возможность изыскать средства для предотвращения аварий, определяя место аварии водопровода, не выходя из помещения насосной станции и не дожидаясь, когда на месте разрушения трубы вода выступит на поверхность мостовой.
Указанные исследования позволили Ж. дать законченную теорию гидравлич. тарана.
Работы Ж. по механике неизменяемых систем.
Группа исследований Ж. была посвящена теории движения тяжелого твердого тела вокруг неподвижной точки. В 1896 он написал работу "Геометрическая интерпретация рассмотренного С. В. Ковалевского случая движения тяжелого твердого тела около неподвижной точки". Этой же теме посвящен его труд "Локсодромический маятник Гесса" (1893). Оба исследования замечательны геометрич. методом, к-рый применил Ж. Такой же геометрич. метод исследования механич. явлений использован Ж. в работе "Об ударе абсолютно твердых тел". Много внимания уделил Ж. проблеме устойчивости движения.
Ей была посвящена докторская дисс. "О прочности движения" (1879, изд. 1882). Ж. определил величину, характеризующую устойчивость движения, и назвал ее мерой прочности.
Дальнейшее развитие проблема устойчивости движения получила в классич. исследованиях А. М. Ляпунова (см.). Самому Ж. названная работа послужила фундаментом для более поздних исследований по устойчивости аэропланов в воздухе.
Несколько его работ было посвящено теории гироскопов, а также разнообразным вопросам прикладной механики.
Работы Ж. по математике и астрономии.
Ж. принадлежат исследования по ур-ниям с частными производными и по приближенному интегрированию ур-ний. Он первый стал широко применять методы теории функций комплексного переменного в гидро- и аэродинамике.
В статьях по теоретич. астрономии Ж. касается теории кометных хвостов, дает простой способ определения элементов планетных орбит. Ж. явился выразителем материалистич. традиций рус. науки. Он был глубоко убежден в познаваемости материального мира, в бесконечных возможностях человеч. разума.
В своей речи "О воздухоплавании", произнесенной в 1898. Ж. говорил: "Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума". Во всех областях своей многогранной научной деятельности Ж. пролагал новые пути. Он постоянно указывал на необходимость сочетания геометрич. и аналитич. методов исследования явлений природы.
Единство теории и практики является характернейшей чертой деятельности великого ученого.
Соч.: Полное собрание сочинений, т. 1 — 9, М.—Л., 1935—37; Полное собрание сочинений.
Лекции, вып. 1—2,7, M.—Л., 1938—39; Собрание сочинений, т. 1 — 7, М.—Л., 1948—50; Теоретическая механика, 2 изд., М.—Л., 1952. Лит.: Лейбензон Л. С., Николай Егорович Жуковский (К столетию со дня рождения), М.—Л., 1947 (им. список трудов Ж. и лит. о нем); Голубев В. В., Николай Егорович Жуковский.
Очерк, М., 1947; Домбровская Е. А., Николай Егорович Жуковский. 1847—1921 гг. Воспоминания и материалы к биографии, М.—Л., 1939 (им. список трудов Ж.); Христианович C. A., Научное наследие H. E. Жуковского, в кн.: Труды по истории техники, вып. 4, М., 1954; Артоболевский И. И., Работы H. E. Жуковского по прикладной механике.
Труды Семинара по теории машин и механизмов, т. 12, вып. 46, М., 1952 (Ин-т машиноведения); то же, Труды по историм техники, вып. 4, М., 1954. Жуковский, Николай Егорович (17.1.1847—17.3.1921) — русский ученый, основоположник совр. гидро- и аэромеханики.
Чл.-кор. Петерб.
АН (1894). Род. в с. Орехово (ныне Владимирская обл.). Окончил Моск. ун-т (1868). С 1870 — преподаватель 2-й Моск. женской гимназии, с 1872 — Моск. технического уч-ща (позже МВТУ). Доц. кафедры аналитической механики (1874). Защитил магистерскую (1876) и д-рскую (1882) диссертации.
В 1876 Ж. стал чл. Моск. матем. об-ва, в 1903 — его вице-президентом.
В 1879 избран чл. Моск. об-ва испытателей природы (с 1910 — почетный чл.), в 1881 — чл. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, с 1889 — председатель его физического отд. В 1885 — приват-доц., в 1886 — экстраординарный проф. Моск. ун-та, с 1887 руководил кафедрой в МВТУ. Занимался иссл. по аэродинамике и авиации, гидравлике и гидрографии, механике, математике и астрономии.
В. И. Ленин назвал Ж. отцом русской авиации.
В математике Ж. принадлежат иссл. по ур-ниям с частными производными и приближенному интегрированию ур-ний. Первый стал широко применять методы теории функций комплексного переменного в гидро- и аэродинамике.
Именем Ж. названы функция и одна из теорем в теории граничных свойств аналитических функций.
Большое значение для подготовки отечественных кадров ученых и инженеров имела пед. и популяризаторская деятельность Ж. В 1920 Декретом СНК была учреждена премия им. Н. Е. Жуковского за лучшие работы по механике и математике.
В январе 1947 СМ СССР в связи со 100-летием со дня рождения Ж. учредил за лучшие науч. иссл. в авиации, а также за выдающиеся уч. пособия по авиационным дисциплинам две медали им. Н. Е. Жуковского, две ежегодные премии и стипендии им. Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Моск. ун-та, Моск. авиационного ин-та и МВТУ. В 1956 в Москве открыт научно-мемориальный музей Ж. Именем Ж. назван кратер на обратной стороне Луны. Жуковский, Николай Егорович [17(29).01.1847—19.03.1921] — известный русский ученый в области механики, основоположник гидроаэродинамики.
Профессор, член-корреспондент Петербургской АН, президент Московского математического общества.
С 1872 г. преподавал в ИТУ (МВТУ). По предложению Жуковского в 1918 г. учрежден ЦАГИ, руководителем которого он был назначен.
Основал теоретические курсы для летчиков, которые позже преобразованы в Московский авиационный техникум, далее Институт инженеров Красного Воздушного Флота и Военно-Воздушную Инженерную академию его имени. Его именем также назван город в Московской области — центр авиационной науки России.
Жуковский, Николай Егорович Род. 1847, ум. 1921. Специалист в области аэро- и гидродинамики, занимался также исследованиями в сфере теории авиации, механики твердого тела, астрономии, гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и механизмов и др. Также разработал теорию крыла, теорию работы гребного винта. Выпускник физико-математического факультета Московского университета (1868). Преподавал физику, математику (с 1872 г. и до конца жизни в Московском техническом училище, впоследствии МВТУ, сейчас МГТУ им. Баумана), механику (в Московской Практической академии коммерческих наук, 1872—1920), баллистику и воздухоплавание (курсы офицеров-летчиков, 1913—1918). После революции 1917 г. остался в России, принимал активное участие в создании советской авиации.
Возглавил вновь учрежденный Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) (1918). Автор многих научных исследований ("Кинематика жидкого тела", 1876; "О прочности движения", дисс., 1879; "О движении твердого тела, имеющего полости, заполненные капельной жидкостью", 1885; "Лекции по гидродинамике", 1886; "К теории летания", 1890; "О парении птиц", 1891; "О присоединенных вихрях", 1905; по вихревой теории гребного винта, 1912—18; также работы по теории гироскопов, по уравнениям в частных производных, по приближенному интегрированию уравнений, по теории кометных хвостов и др.). С 1894 г. чл.-корр. Петербургской академии наук, с 1905 г. президент Московского математического общества.
Создатель первого в Европе аэродинамического института (1914, Кучино), участник создания аэродинамической лаборатории при Московском техническом училище (1910). С 1917 г. чл.-корр. РАН.