Жукоцкий Владимир Дмитриевич
(род. 06.03.1954) — философ и политолог, спец. в обл. филос. религии и культуры, истории соц.-полит. мысли; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Пальмирово Днепропетровской обл. Окончил экон. ф-т Курганского машиностр. ин-та (1976), асп. по кафедре истории филос. Ур. гос. ун-та (1988). С 1977 преподает филос. науки: в Куйб. авиац. ин-те, Кург. гос. ун-те, Тюм. гос. ун-те. С 1996 заведует кафедрой филос. филиала Тюм. гос. ун-та в г. Нижневартовск.
Канд. дисс. — "Гуманистическая функция марксистско-ленинской философии" (1988). Докт. дисс. — "Русский марксизм в религиозном измерении: историко-философский аспект" (2000). Развивает маркс. парадигму соц.-гуманит. знания.
Осн. концепт. построения проводит в дуальностях: религия—философия, культура—политика, православие—советизм.
Религ. феномен представлен в эмоциональной достоверности первообраза целого, его связи с индивидом.
Культурно-ист. и эк-зист.-личностный генезис религ. форм объясняется ди-алектич. противоречивостью теистической и атеистич. составляющих религ. сознания.
Ж. трактует атеистич-ность (через ступень пантеизма) достаточно широко, как присутствующую внутри традиц. религ.-догматич. систем, а также в функциональной религиозности форм светской культуры.
Тогда общая эволюция религ. форм предстает в движении от догматической к свободной религиозности.
С его т. зр. в учении К.Маркса существенны иудео-христ. корни, отсюда его адекватность глоб. секуляризационному процессу европ. и мировой культуры, его гуманист. потенциал.
Рус. марксизм, вырастающий из народнической и религ. проблематики, обнаруживает в иссл. Ж. ряд устойчивых форм своей актуализации: "легальный" и ортодоксальный, эмпирио-монистический и богостроительский, импровизирующий и "бессознательный". Однако его институциональная аккумуляция приходится на социоцентрический дискурс религии советизма, наследующей культурооб-разующие традиции "рус. веры". В работах Ж. исследуется соц. идеал рус. софийности, история его трагических трансформаций.
Культурол. составляющую большевистской эпохи Ж. рассматривает в контексте методологии религ. войн, как эпоху дух. реформации, прорыва из патриархальности в современность с опорой на воинствующие формы социализированного "атеис-тич. протестантизма", устойчивой мировоззренческой структуры росс. интеллигенции конца XIX—XX вв. Действительная демократия образует равновзвешен-ность ("диалоговый режим") консерв., либер. и социалистической составляющих.
Соч.: Социализм для России или Россия для социализма? // Социализм и Россия.
Коллективная монография.
М., 1990; Субъективность философского знания // ФН. 1990. № 2; Философия и политика.
Размышления о судьбах реформ в России.
Курган: Парус-М, 1996; Маркс после Маркса.
Материалы по истории и философии марксизма в России.
Нижневартовск, 1999; Человек и религия.
Философско-антропологичес-кое введение.
Нижневартовск, 1999; Учение К.Маркса и судьбы русской культуры в XX веке: постановка проблемы // Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах.
Екатеринбург, 1999; Интеллигенция и церковь в России: выбор судьбы или темное вино хлыстовского смысло-образа // Мозаика смыслов.
Труды кафедры философии Тюм. гос. ун-та. Вып.2. Тюмень, 1999; Маркс и Россия в религиозном измерении.
Опыт историко-философской реконструкции смысла.
Нижневартовск, 2000.