Живокини Василий Игнатьевич
— знаменитый московский комик (1807—1874); сын итальянца Джованни делла Мома, приехавшего в Россию вместе со знаменитым зодчим Растрелли.
В театральном училище Ж. готовился быть музыкантом и танцовщиком, но Ф. Ф. Кокошкин заметил драматическое дарование Ж. Вся пятидесятилетняя артистическая деятельность Ж. принадлежит Москве, которая его видела не только в бесчисленных комедиях, но и в операх ("Аскольдова могила", "Цампа" и др.). В "Ревизоре" он создал роль Добчинского, в "Женитьбе" — Кочкарева, в "Горе от ума" — Репетилова.
В сферу дарования Ж. входило все комическое, начиная с водевиля 30-х годов и кончая опереткой 60-х гг. Островский всегда охотно поручал Ж. роли купцов и приказных.
Ж. преподавал в московском театральном училище драматическое искусство.
Напечатал свои "Воспоминания" в "Театральных Афишах" (1864 г., января 2-го, 9-го и 28-го, февраля 3-го и марта 12-го) и в "Московских Ведомостях" (1874, №№ 20—24 и 27). Ср. П. Боборыкин, "В. И. Ж." (в сборнике "Складчина", СПб., 1874). Ум. {Брокгауз} Живокини, Василий Игнатьевич (наст. фам. и имя Ламмона Джиованнио) [30.12.1808 (в нек-рых источ. 30.12.1801 или 29.10.1807). Москва — 18(30).1.1874, там же] — арт. оперы (тенор), драмы и педагог.
Отец Ж. — Иоахим де Ламмона, итальянец, жил в России с 1791, мать — Пелагея Васильевна Азаревичева, балерина.
В 1817—25 обучался балетному искусству, игре на скрипке и драм. искусству в Моск. театр. уч-ще. В 1822 увидев игру известного актера И. И. Сосницкого, решил стать драм. актером. 18 авг. 1824 дебютировал на моск. сцене (т-р в доме Пашкова на Моховой) в роли Глуп-Добридора в комедии "Глухой, или Полный трактир" Дефоржа.
С 14 окт. того же года был зачислен в труппу моск. Малого т-ра, где играл до конца жизни. В начале сцен. деят-сти выступал в драмах, играл на скрипке в оркестре (до 1827), водевилях, операх (с 1827 на сцене моск. Большого т-ра), танцевал в балетах (исп. роль Амура в "Амуре и Психее" К. Кавоса).
Позднее проявил себя как выдающийся водевильный актер. комик-буфф. Гастролировал в Н. Новгороде (1829; в 1838 купил местный т-р, где по его инициативе гастролировали М. Шепкин, П. Мочалов), Полтаве, Казани (1844), Харькове (1851), Одессе и Киеве (1853) и др. городах.
Обладал природной музыкальностью, выразительной мимикой, чувством юмора, превосходно владел искусством сцен. движения и импровизации, однако певческим голосом не обладал. 1-й исп. партий: Бертрама ("Пять лет в два часа, или Как дороги утки"), Пьетро Дандини ("Чудные приключения и удивительное морское путешествие Пьетро Дандини"), Луки ("Братья-матросы, или Отец поневоле"), де Боклера ("Назовите, как хотите"), Грипона ("Скряги в тисках"), Льва Гурыча Синичкина ("Лев Гурыч Синичкин"), Россиньоля ("Немой поневоле"), Маглуара ("Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо"), Фрелафа ("Аскольдова могила"), Хмуркина ("Еще чудные встречи, или Суматоха в Сокольниках"), Абдулы-Гассана ("Багдадские пирожники, или Волшебная лампа"), Густомысла ("Богатыри"), Грипона ("Скряги в тисках); в моск. Большом т-ре — Клиникуса ("Карантин"), Жокриса ("Обезьяна-воровка, или Жертва злобы и ослепления"), Доминика ("Жоко, бразильская обезьяна"), Бальи ("Фанфан-Тюльпан, или Давно пора бы догадаться"), Петра ("Чертов мост, или Наказанное злодеяние Торальди"), Лепорелло ("Дон Жуан"), Дулькомара ("Любовный напиток"), Беппо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Томаса ("Лейчестер и Елизавета, или Замок Кенильворт"), Жоржа ("Женни"), Миловзора ("Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся"); на рус. сцене — Кокильяра ("Невинный в вине, или Судейский приговор"), Поэта ("Несколько часов царствования Нурмагалы"), Дандоло ("Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста"), Барона ("Эмма, или Безрассудное обещание"), Кантарелли ("Тайный брак, или Поединок в Пре-о-Клерк"), Креспо ("Леокадия"), Павла ("Мельница в горах, или Союзные войска во Франции 1814 года"), Сормиенто ("Болтуны"), Оглу Меджида ("Грузинки, или Женский бунт"), Карилла ("Две ночи"), Сципиона ("Людовик, или Ненависть и любовь"), Юпитера ("Орфей в аду"), Какатуа XXII ("Остров Тюлипатан"). Партнеpы: А. Бантышев, К. Божановский, П. А. Булахов, М. Величкин, Н. Лавров, Н. Репина, М. Шепкин.
Пел п/у И. Иоганниса, Э. Мертена, И. Фельцмана, Ф. Шольца, И. Шрамека.
Талант Ж. высоко ценили В. Белинский, А. Баженов, Н. Гоголь, Ф. Кони, А. Фет. С 1865 входил в Артистический кружок, созданный по инициативе А. Островского, Н. Рубинштейна и В. Одоевского.
Его членами были также поэт А. Плещеев и актер П. Садовский.
Кружок часто посещал П. Чайковский.
С 1846 вел пед. деят-сть в Моск. театр. уч-ще. Среди учеников— Д. В. Жинокини (его сын), Н. М. Медведева, Г. Н. Федотова.
Соч.: Из моих воспоминаний // Театральные афиши. 1864. 2, 9, 28 янв., 3 февр. и 12 марта; То же // Библиотека театра и искусства. — СПб., 1914. фе*вр. кн. 2. С. 3—31. Лит.: Кони Ф. В. И. Живокини на петербургской сцене // Репертуар и Пантеон театров. — СПб., 1847. Т. 4. С. 10—16; В. И. Живокини. (Некролог) // Иллюстрация. 1874. № 5; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России.
От истоков до Глинки.
Очерк. — Л., 1959. С. 630—632; Дмитриев Ю. А. Московского Малого театра артист Живокини // Театр. 1960. № 9; Eго же. Василий Живокини. — М., 1988. Живокини, Василий Игнатьевич московский комическ. водевилист, артист Имп. театров, р. 1 янв. 1806, † 1874 г. 18 янв. Дополнение: Живокини, Василий Игнатьевич, р. 29 окт. 1807 г. {Половцов}