Житков Борис Степанович
[1876—] — автор многочисленных книг для детей. Инженер-судостроитель по профессии, много видал и испытал, был штурманом парусного судна, рыбаком и т. п. Лит-ую деятельность начал в 1923 сборником рассказов "Злое море", сотрудничал также в журнале "Воробей", впоследствии "Новый Робинзон", в сборниках "Советские ребята", в настоящее время работает в журнале "Еж". Ж. далек от дидактизма и подходит к ребенку-читателю, как к равному.
Беллетристические произведения его можно разделить на три группы.
Первая — "Злое море" и "Ураган" — характеризуется психологической разработкой персонажей и интересом к технике: подводная лодка, дирижабль, парусник и т. п. Своеобразное построение — переброска действия с одного места на другое, малая фабульность, отсутствие главного героя, обилие описаний, литературный, полный намеков и недомолвок язык — вот характерные черты произведений этой группы.
В произведениях второй группы — "Про слона", "Голый король" — Ж. больше ориентируется на детского читателя в смысле выбора определенных приемов — развертывание фабулы, наличие главного героя, построение эпизодами, служащими для выявления характерных особенностей героя, конкретизация материала и разговорный язык. Произведения третьей группы — "Дяденька", "Джарылгач", "Мятель" — характеризуются возвратом к психологической разработке главного героя, данного в бытовом и производственном окружении, быстрым развертыванием фабулы, концентрированностью действия и языком, оставляющим впечатление записи подлинной детской речи. Тяга автора к изображению быта усиливается ("Удав", "Мятель" и др.) Ж. работает также над созданием технической и производственной книжки, широко применяя принцип конкретизации и наглядности материала ("Паровозы", "Про эту книгу", "Река в упряжке", "Черные паруса" и др.). Концентрируя материал вокруг конкретного факта и вскрывая ряд процессов в их последовательной связи, Ж. в книгах этого типа умеет использовать достижения техники.
Рассказывая, он вместе с тем показывает, графически подтверждает и дополняет сообщение рисунками, фотографиями, схемами, чертежами, таблицами.
Педагогическое значение Ж. — в его тематике, отвечающей индустриально-производственным запросам современных детей, а также в том, что его герои, за немногими исключениями, являются представителями пролетарской среды. Его произведения дают разнообразный материал для бесед, кружковой проработки, для переключения читательского интереса от приключений к темам технического и психологического порядка и развития трудовых навыков.
Библиография: II. Покровская А. К., Основные течения в современной детской литературе, "Работа, просвещ.", М., 1927; Она же, Эволюция поучительной и образовательной детской книги, см. "Новые детские книги", сборн. VI, изд. ИМВР, М., 1928; Некоторый эксперимент, материал в ст. Григорьевой Т. А., Беседа как метод изучения детского отношения к книге; там же, Чупырина Л. А., Беллетристические произведения Б. Житкова и отношение к ним детей (готовится к печати в сборн. VI "Новые детские книги"). Отзывы о книгах Житкова в указателях: Желобовский и Рубцова, Детская литература, "Работы, проев.", М.; Лопатина С., Художественное чтение в школе I ст., Гиз, 1928; Художественное чтение в школе I ст. в связи с работой по программам Гуса, под ред. Байдиной, Гакиной и Смирновой, "Работн. просвет.", М., 1928, и в ряде педагогических и библиографических журналов.
Л. Чупырина. {Лит. энц.} Житков, Борис Степанович (1882-1938). Рус. сов. писатель, более известный произв. др. жанров, один из ведущих авторов сов. дет. лит-ры 1920-30-х гг. Род. под Новгородом, детство провел в СПБ, Риге, Одессе, учился в Новоросс. ун-те, откуда был дважды исключен за участие в студенческих беспорядках.
Плавал матросом и штурманом на парусниках по Черному, Средиземному и Красному морям, участвовал в экспедиции по Енисею, успев закончить мореходное уч-ще и получить звание штурмана дальнего плавания; читал лекции по химии и физике на вечерних курсах для рабочих в СПБ. Окончив в 1916 г. СПБ политех. ин-т с дипломом кораблестроителя, был призван на воен. службу и направлен в Англию и Францию в качестве контролера по приемке моторов для рус. подводных лодок и самолетов.
Вернулся в Одессу в 1917 г., работал инженером в порту, заведовал тех. уч-щем, преподавал на рабфаке.
Переехав в СПБ, занялся лит. деятельностью; печататься начал с 1924 г. Чл. СП. Обширные знания в естеств. науках и личные впечатления, накопленные во время странствий по всему миру, привели Ж. в НФ. Им создано немного: совр. сказка для взрослых "Элчан-Кайя" (1926), р-з ("очерк") "Микроруки" (1931) и гл. НФ произв.
Ж. - изд. посмертно повесть "Без совести" (1990), над к-рой писатель работал в 1929-38 гг., так и не решившись опубликовать ее при жизни. Это яркий образец "романа-предупреждения" - об ответственности ученого за свои изобретения и открытия и опасности попадания достижений науки 20 в. в руки "человекоподобных" (см. Сатирическая НФ). И. Х. Лит.: "Жизнь и творчество Бориса Житкова" (1955). Л.Чуковская "Борис Житков" (1955). Г.Т. Черненко "Вечный Колумб.
Биографический очерк" (1982). Житков, Борис Степанович Род. 1882, ум. 1938. Писатель, автор повестей и рассказов.
Книги: "Злое море" (1924), "Морские истории" (1925—37), "Пароход" (1935), "Рассказы о животных" (1935), "Что я видел" (1939), "Виктор Вавич" (роман, 1929—34).