Жеребцова-Андреева Анна Григорьевна
(урожд. Жеребцова, по первому мужу Евреинова, по второму — Андреева) [13(25).9.1868 (в нек-рых источ. 1870 и 1872), Гродно — 1944 (в нек-рых источ. 1945), Рига] — камерная певица (меццо-сопрано) и педагог.
Род. в семье командира Пермского полка, образование получила в петерб.
Екатерининском ин-те. В 1887—92 обучалась пению в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой).
В 1891 дебютировала в консерваторском концерте, организованном А. Рубинштейном.
По окончании конс. была приглашена в Прагу, где приняла участие в премьере оперы А. Рубинштейна "Моисей" (22 июня 1892, Городской т-р). Затем на протяжении двух лет выступала с концертами по городам Германии (Берлин, Кенигсберг, Дрезден, Гамбург, Лейпциг; партия ф-п. — А. Рубинштейн).
Позднее гастролировала в Амстердаме, Гааге, Брюсселе, Роттердаме, Париже, Лондоне, где давала сольные концерты и принимала участие в симф. вечерах.
Вернувшись в Россию, вела активную конц. деят-сть, гастролируя в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе (здесь в 1894 выступала в симф. концерте п/у Н. Римского-Корсакова), Харькове, Н. Новгороде, Гродно и др. городах.
В симф. концертах выступала в ансамбле с С. Гладкой, Н. Кедровым, Г. Морским, И. Тартаковым.
Сольные концерты давала также после революции 1917. Была членом Петерб. камерного общества.
Обладала голосом приятного грудного тембра, вокальным мастерством, муз. культурой, умением тонко чувствовать стилевые особенности музыки композитора.
Одна из лучших камерных певиц своего времени. "А. Г. Жеребцева является у нас единственною профессиональною певицею, сосредоточившею все свои силы на камерной вокальной музыке.
Единственная она здесь и по мастерству исполнения.
При голосовых средствах, по природе своей ни в каком отношении не исключительных, она силою своего искусства оставляет в музыканте чувство такого глубокого эстетического удовлетворения, какого не дадут ему артисты даже с первоклассными голосами, но ординарные по своей музыкальности..." (А. Оссовский)*. Репертуар Ж.-А. был обширным и разнообразным: сольные партии в местах И. С. Баха, К. В. Глюка, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Э. Грига, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Танеева, Ц. Кюи. 1-я исп. ряда романсов С. Рахманинова (в т. ч. "Мелодия", "Судьба", 1906), А. Глазунова ("Муза", 1906), А. Аренского ("Счастье", 1906), И. Стравинского, С. Прокофьева (в т. ч. цикл "Гадкий утенок"). Многие вокальные соч. К. Дебюсси, М. Равеля, Э. Шоссона, Р. Штрауса, впервые прозвучали в России в исп. Ж.-А. Певице посвятили свои романсы Н. Римский-Корсаков (среди них "Ангел", "По небу полуночи"), А. Рубинштейн ("Wo?", op. 15), А. Аренский ("Поэзия"). В 1907—22 преподавала сольное пение в Петерб. конс. (с 1913 проф.). В своей пед. практике опиралась на традиции вокальной школы Н. Ирецкой.
Воспитала ряд певцов и вокальных педагогов, среди к-рых З. Артемьева-Леонтьевская, М. Бриан, Л. Кича, Е. Малинина.
У нее также брала уроки пения З. Лодий. В 1922 уехала из России.
В последние годы жизни жила в Риге, где давала частные уроки пения. Лит.: Кюи Ц. Романсный вечер г-жи Же-ребцовой-Евреиновой // Новости и Биржевая газета. 1896. № 102. 14 апр.; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1—2. С. 62; Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862—1962. — Л., 1962. С. 324, 326, 327; Оссовский А. В.* Музыкально-критические статьи (1894—1912). — Л., 1971. С. 202.