Заринь Маргер Оттович

род. 11 (24) мая 1910 в г. Цесне в Латвии.

Композитор.

Нар. арт. СССР (1970). В 1928 окончил Пед. ин-т в Елгаве.

В 1930—1935 учился в Рижской конс. у Я. Витола (композиция), А. Даугула (ф-п.) и П. Йозууса (орган). В 1940—1950 дирижер и муз. рук. Худож. т-ра им. Я. Райниса (Рига). В 1951—1952 худож. рук. Латв. филармонии.

В 1951—1952 и 1956—1968 пред. правления Союза композиторов Латвии, в 1962—1968 секретарь правления Союза композиторов СССР. Гос. премия СССР (1950). Республиканская премия.

ЛатвССР (1958). Соч.: оперы — Барин и гусляр (1939), К новому берегу (по роману В. Лациса, Рига, 1955), Зеленая мельница (Рига, 1958), Опера нищих (Рига, 1956), Чудо святого Мауриция (1968), Опера на площади (1970); оратории — Валмиерские герои (1950), Борьба с Чертовым болотом (1930), Махагони (1965); кантаты — Трубач из Талавы (сл. Р. Блауманиса, 1936), Песня дружбы (сл. В. Гревиня, 1948), Праздничный пролог (сл. А. Круклиса, 1950); для ф-п. с оpк. — концерт (1936), цикл Греческие вазы (1943); для органа и кам. оpк. — Concerto innocente (1969), Concerto triptihon (1972); для дух. оpк. — сюита (1948); для стр. квартета, кларнета, англ. рожка и флейты — 3 легенды (1945); для органа — Вариации BACH (1970), Вариации на тему Я Порука (1971); для голоса с кам. оpк. — вок. циклы (1963), Партита в стиле барокко (1963); для 3 сопрано, мужск. октета и кам. орк. — Ода качелям (1940); для 2 солистов, хора и орк. нар. инстр. — хореографич. пост. Праздник урожая (1949); для голоса и ф-п. — романсы, циклы песен — Советский юмор и сатира (сл. Ю. Ванага, П. Силса и В. Гревиня, 1950), Советская женщина в борьбе за мир (сл. П. Вилипа, 1951), Серебристый свет (сл. Я. Райниса, 1952), Carmina antica (1963), на сл. Я. Порука (1971); для хора мальчиков с орк. — вок. цикл (1961); для хора а капелла — 12 латыш. нар. танцев и хороводов (1948), сюита Колхозные дайны (1952), Народная песня о мире (1951), Чудесные похождения Старого Тайзеля (1960); дет. песни, музыка для театра, обр. латыш. нар. песен (более 20). Лит. соч. (на латыш. яз.): Вечерняя песня органа.

Музыкальные рассказы.

Рига, 1970; Фальшивый Фауст. Рига, 1972. Заринь, Маргер Оттович (род. 24.V.1910 в Яунпиебалге) — сов. композитор.

В 13-летнем возрасте был принят на мл. отделение Рижской консерватории, но вскоре перешел в Пед. институт; окончив его, некоторое время преподавал в школе, но любовь к музыке снова привела в консерваторию.

В 1929—33 занимался одноврем. по композиции (Я. Витол), фортепиано (А. Даугулис), органу (П. Иозуус).

К 1936 относятся первые сочинения З. — песни, инструм. пьесы, Концерт для фп. с орк. В 1940—50 зав. муз. частью Художественного т-ра им. Я. Райниса в Риге, 1951—52 худож. рук. Гос. филарм.

ЛатвССР; в 1956—68 пред. правления СК ЛатвССР.

Творческие интересы З. сосредоточены гл. обр. в области оперного жанра, большое место занимают вок.-симф. произведения, хоровые сочинения, обр. нар. песен; он является автором первых в латыш. музыке ораторий на острые темы современности ("Герои Валмиери", "Борьба с Чертовым болотом", "Махагони"), а также оперы "К новому берегу" (по мотивам романа В. Лациса) и др. Знаток родной латыш. народной песни, З. умело использует в своих композициях ее интонационный материал.

Базируясь на интонациях народной, революционной и массовой песенности, он не прекращает поисков новых выразительных средств.

Патриотические темы, идеи гражданственности характеризуют творчество З., стоящее на уровне достижений соврем. муз. искусства.

За успехи в развитии сов. музыки З. награжден орденом Ленина (1956), ему присвоены почетные звания засл. деят. иск. ЛатвССР (1955), нар. арт. ЛатвССР (1965), нар. арт. СССР (1970), он является лауреатом Гос. премий СССР (1950) и ЛатвССР (1957). Соч.: оперы "Барин и гусляр" (1939), "К новому берегу" (1955), "Зеленая мельница" (1958), "Опера нищих" (1965), "Чудо св. Мауриция" (1967), "Опера на площади" (1970); оратории "Валмиерские герои" (1950), "Борьба с Чертовым болотом" (1951), "Махагони" (1965); сюита для дет. хора и инструм. анс. "Незнайка в городе Солнца" (1962), кантата для жен. хора и квартета валторн "Из времен латышских красных стрелков" (1967), сюита "Портреты" для хора и симф. орк. (1959), Концерт для фп. с орк. (1937), Concerto grosso для фп., чембало и симф. орк. (1967), Concerto innocente для органа и камер. орк. (1970), Concerto triptihon (1972), Патетический концерт для органа, анс. ударных и арфы (1947), сюита "Греческие вазы" для фп. (1960), Вариации BACH для органа (1970), Вариации для органа на тему Порука (1971); вок. циклы "Советская женщина — борец за мир" (1951), "Серебристый свет" (1952), 4 японские миниатюры (1963), Партита в стиле барокко (1963), Carmina antica (1963), Песни на сл. Порука (1971), ок. 30 сольных песен, хор. циклы "12 латышских народных танцев и хороводов" (1948), "Колхозные дайны" (1952), "Чудесные приключения Старого Тайзеля" (1957—60), Вариации на партизанскую тему (1962), песни для жен. хора на сл. Адамсона, цикл для муж. хора на сл. Бернса, инструм. миниатюры, музыка для театра: "Золотой конь" Райниса (1941), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1943—44), "Егор Булычев и другие" Горького (1945—46), "Анна Каренина" Толстого (1948—49) и др., для к/ф "Наурис" (1956), "Эхо" (1959), "Буря" (1960), "Эдгар и Кристина", "Лето мотоциклистов" и др. Лит. соч. на латв. яз.: Вечерняя песня органа, Музыкальные рассказы (1970), Фальшивый Фауст (1972), повести, статьи, очерки.