Замыслов Михаил Спиридонович
— механик-самоучка, крестьянин деревни Переход, Новгородского уезда, родился в начале XIX столетия, грамоте выучился самоучкой и, будучи еще мальчиком в синильщиках, придумал особенную машину синить пряжу и набивать красками на холсте.
Вслед за тем он начал устраивать машины для бойки свай, перевозки тяжестей, отливания воды, подъема из воды потонувших пароходов и др. В 1851 г. он поднял из Невы затонувший пароход "Мария"; тогда же для бойки свай на Масляном буяне в Петрограде изобретен им был механический копер, действовавший вчетверо успешнее обыкновенного.
В 1853 г. он же руководил выемкой свай из Введенского канала.
Все его изобретения отличались простотою и дешевизною.
Кроме того, Замыслов строил водяные и ветряные мельницы, лесопильные заводы и пр. Так, между прочим, он построил пильный завод и водяную мельницу близ поместья Званки у вдовы поэта Державина.
Большую пользу Замыслов принес при постройке Николаевской железной дороги и при постройках в Грузинском имении графа Аракчеева, где показал свое искусство при перевозке гранитных камней.
В конце 50-х годов Замыслов усердно придумывал средства для подъема затонувшего в Балтийском море военного корабля "Лефорт" и в 1858 г. даже привез в Петроград модели своих машин для этой цели. Но дело не получило хода. Главным побуждением для Замыслова к труду служило сознание приносимой им пользы, одобрение же, похвала и поощрение были для него лучшею наградою.
К сожалению, та глушь, в которой жил Замыслов, мало способствовала проявлению его неутомимой изобретательности, а окружающая среда не могла оценить даровитого человека и сочувствовать ему. Если к этому присоединить слабость Замыслова к вину, то станет ясным, почему он разделил судьбу тех русских даровитых самоучек-изобретателей, которые при таких условиях остаются в тени, мало замеченными.
В. Г. Величкин, "Рассказы о русских самоучках". М. 1882 г., стр. 26—38. — "Северная Пчела" 1851 г., №№ 173 и 176; 1860 г., № 51. — "Посредник" 1851 г., № 19, 29. {Половцов}