Замараев Гавриил Тихонович
— родился в 1758 г. Умер 19 января 1823 г., один из первых русских скульпторов, преимущественно барельефа.
В 1777 году был учеником 5-го возраста в Академии Художеств и получил первую награду 2-ю серебряную медаль за лепку с натуры; за этой первой наградой быстро шли остальные: вторая золотая медаль (13 сентября 1778 г.), первая золотая медаль (13 августа 1779 г.) и в тот же год заграничная командировка в Париж", где Замараев учился у профессора Парижской Академии Художеств Муши и у знаменитого французского скульптора того времени Пигалля.
Замараев, как удостоверяет его биограф, между прочим исполнял по распоряжению Муши те заказы, которые последний получал от короля Франции.
В начале 80-х годов XVIII века Замараев вернулся в Россию и был сделан академиком, можно предполагать, за барельеф "Проклятие Хама". Этот барельеф в настоящее время хранится в Академии Художеств.
Вскоре после возвращения в Россию Замараев был отослан в Москву для работ при возобновлявшемся в то время Кремлевском дворце.
В Москве деятельность Замараева приняла широкие размеры, при чем он, кроме казенных работ, выполнял и многочисленные частные заказы.
Из казенных заказов он выполнил барельефы (Крещение Россиян св. Владимиром, победы над татарами), бюсты и статуи (кн. В. В. Голицын, Матвеев, богатырь Добрыня) для оружейной палаты, два громадных барельефа "Воскрешение Лазаря" и "Избиение младенцев" в церковь странноприимного Шереметевского дома, фриз на фасад Московского университета и арматуру для арсенала.
Кроме того, Замараев принимал участие в работах по устройству триумфальных ворот для коронации императора Павла Петровича.
Из частных работ интересен его фриз в Останкине, по фасаду дворца, на доме графа Румянцева и скульптурные работы в доме Благородного собрания.
Замараевым же были произведены скульптурные работы в Херсонском соборе и в церкви св. Димитрия в Ростове.
В некрологе Замараева говорится: "если резец сего художника не заключал особенного огня и не доказывает богатства идей и воображения, то свидетельствует о его отличном радении в правильном изображении предметов и знании рисунка". Работы Замараева еще не зарегистрированы и не изучены, и таким образом значение этого скульптора не выяснено, да и вообще его имя стало известно только в самое последнее время. Несмотря на обилие заказов и выполненных работ, скульптор умер в крайней бедности, оставив свое семейство на попечение странноприимного дома в Москве.
Петров, "Материалы к истории Акад. Худ.". — "Отечеств.
Записки" 1823 г., т. ХIІІ, ст. 446—447. — "Старые годы", 1907, № 7—9, стр. 21. П. С—кий. {Половцов}