Забияко Андрей Павлович
(р. 01.10.1961) — спец. в обл. филос. религии и религиоведения; д-р филос. наук, проф. Род. в Благовещенске Амурской обл. Окончил Благовещ. гос. пед. ин-т. по спец. "история" (1983) и асп. (1989) по кафедре филос. религии и религиоведения филос. ф-та МГУ. С 1990 по 1995 — зав. кафедрой культурол.
Благовещ. гос. пед. ин-та. С 2000 — зав. кафедрой религиоведения Амур. гос. ун-та. Канд. дисс. — "Психология восточных религий (на материалах сравнения религий древней Индии и христианства)" (1990); докт. дисс. — "Категория святости (философско-религиоведческий анализ)" (1998). Им иссл. проблемы филос. языка религии, сравнительное религиоведение, а также история и ме-тодол. религиоведения.
Осн. внимание уделяется сравнительному изучению категорий религ. сознания, специфике этнорелиг. традиций Запада и Востока.
Обоснована семантическая концепция религ. сознания, открывающая новые возможности интерпретации категориального состава религий.
С позиций данной концепции утверждается, что религ. сознание отличается от др. форм сознания не особым способом отражения (напр., "фантастического", "превратного") и не особым объектом отражения (напр., "область сверхъестественного"), а прежде всего "характером ин-тенциональности" (М.Хайдеггер).
Особые способы схватывания признаков в смысловые целостности формируют в сознании религ. категории — семантические целостности, задающие в мысленном содержании сознания наиболее общие и существенные религ. значения.
Характер интенциональности и специфические способы схватывания определяются комплексом психол., гносеол. и социокульт. факторов.
Язык, взаимодействуя с сознанием как порождающая система (как energeia, в терминах Гумбольдта), выступает еще одним важным фактором формирования смысловой нагрузки религ. категорий.
З. — переводчик фрагментов трудов Л.Леви-Брюля, Н.Фюстеля де Куланжа, Э.Ренана, вышедших в сер. "Классики мирового религиоведения" (М., 1996—1998). З. — гл. редактор (совм. с А.Н.Красниковым) ж. "Религиоведение" (М., 2001. № 1). Соч.: Ролевая теория религии Я. Сундена // Современные зарубежные исследования в области философской теологии: Реферативный сб. М., 1991; Сравнительное религиоведение: проблемы и перспективы // В. МГУ. Сер."Философия". 1992. № 2; Образ сакрального: Бог Ветхого Завета и Брахман Упанишад // Диспут. 1992. № 2; Образ сакрального: Бог Нового Завета и Бог Бхагавадгиты // Там же. № 3; Психоанализ сакрального в работах Зигмунда Фрейда // В. МГУ. Сер."Философия". 1995. № 2; История древнерусской культуры.
М., 1995; Сакральное // Культурология.
Век XX: Энциклопедия.
Т.2. СПб., 1998; Сверхъестественное // Там же; Элиаде Мирна // Там же; Категория святости.
Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций.
М., 1998; Сакральное как категория феноменологии религии М.Элиаде // В. Амур, ун-та. 2000. Вып.10; Религия славян // Основы религиоведения.
М., 2000.