Ягодин Геннадий Алексеевич
(р. 3.VI.1927) Сов. химик, чл.-кор. АН СССР (с 1976). Р. в с. Большой Вьяс (Пензенской обл.). Окончил Московский химико-технол. ин-т (1950). Работал там же (с 1971 проф., в 1973—1985 ректор).
С 1985 министр высшего и среднего специального образования СССР. С 1988 председатель Госкомитета СССР по народному образованию.
Осн. исследования относятся к химии редких металлов, общим проблемам физ. химии. Разработал теоретические основы и технологию разделения, а также прецизионной очистки циркония и гафния.
Установил существование устойчивых многоядерных соед. циркония.
Разработал новые методы изучения нестационарной массопередачи в процессах экстракции, обеспечивающие измерение констант скорости поверхностных р-ций и определение механизма поверхностных явлений.
Развил кинетику хим. р-ций извлечения и явлений, сопровождающих эти р-ции на границе раздела фаз. В соавторстве с сотр. издал учебник "Технология редких металлов в атомной технике" (1974). Основал одну из научных школ по кинетике экстракционных процессов.
Гос. премия СССР (1985). Ягодин, Геннадий Алексеевич Член-корреспондент РАН (1976), ректор Международного университета (г. Москва) с 1992 г.; родился 3 июня 1927 г. в с. Большой Вьяс Пензенской области; окончил МХТИ в 1950 г., доктор химических наук; работал заместителем директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) — руководителем отдела "Здоровье и безопасность" (1963—1965); 1973—1985 — ректор МХТИ; 1985—1989 — министр высшего и среднего специального образования СССР; 1989—1991 — председатель Государственного комитета СССР по народному образованию; основные направления научной деятельности: физическая и неорганическая химия, технологии разделения и очистки редких металлов, охрана природы и рациональное использование природных ресурсов; лауреат Государственной премии СССР (1985), премии им. Д. И. Менделеева; женат, имеет двоих детей. Г. Ягодин был первым министром, назначенным М. Горбачевым после прихода последнего к власти.
Приобрел широкую известность демократизацией учебного процесса в высшей школе. При нем было введено свободное посещение лекций, отменена военная подготовка для девушек-студенток, из программ был исключен ряд "устаревших" общественно-политических дисциплин, университеты получили автономию.
Высказываясь по поводу развития реформы образования, отметил, что "нынешнее руководство, пришедшее на смену "нашей" команде, не изменило генеральной линии на реформу образования, начатую еще при перестройке.
У нас традиционно сильное преподавание по естественным наукам, и традиционно "хромает" гуманитарное образование.
Этот перекос надо исправлять.
Но самое главное — надо обрести чувство собственного достоинства.
Ведь если не уважать самого себя, то никто не будет уважать ни тебя, ни твою страну" ("МК", 16.02.97).