Яблочкин Александр Александрович
— актер и режиссер Императорского Александринского театра (1851—52 гг.). Я. воспитывался в С.-Петербургском театральном училище.
Большую часть своей сценической деятельности он провел в провинциальных театрах, где приобрел большой навык в режиссерском деле. На Императорскую сцену Я. поступил в 1851 г. и скоро занял место режиссера.
Царившие в то время непорядки в конторе немало тормозили успех режиссерского дела, но настойчивость и энергия Я. помогли ему поставить это дело на надлежащую высоту.
Первая его постановка "Русской Свадьбы" была для него сплошным триумфом, хотя пьеса своим содержанием выиграть не могла и выиграла лишь внешней обстановкой.
Декорация и костюмы были новые, хоры были разучены превосходно, все вокруг представляло эффектный и красивый вид. Обо всем этом заботился один лишь Я., показав себя настоящим опытным режиссером.
Во время своего режиссерства в Александринском театре он ввел много новизны, а также изменил и название театра "Александрынский" на "Александринский". Скоро Я. оставил эту должность и уехал в Тифлис, где стал антрепренером.
В это дело он вложил собственный капитал, и первое время дела его шли успешно, но потом ему не повезло: спустя некоторое время театр сгорел дотла со всеми декорациями, мебелью, костюмами и библиотекой.
Дальнейшая сценическая деятельность его неизвестна.
Перу Я. принадлежит несколько пьес и переводы некоторых водевилей, из которых один водевиль: "Много шуму из пустяков" шел (1851 г.) в Александринском театре. "Хроника С.-Петербургских театров", LVI, стр. 153, 188. — Максимов, "Свет и тени С.-Петербургской драматической труппы", стр. 194—199. — Энциклопедический словарь Березина, том 4, отдел IV, стр. 444. Б. Шувалов. {Половцов} Яблочкин, Александр Александрович (умер 31 октября 1895 года в Петербурге) — режиссер, актер. Некролог Во вторник, 31 октября, скончался после непродолжительной, тяжкой болезни бывший режиссер Императорского Александринского театра Александр Александрович Яблочкин.
Покойный кончил курс в Театральном училище в конце 40-х годов и в сезон 1851—1852 гг. выступил в качестве дебютанта на амплуа комических молодых любовников (ныне jeunes comiques) в Александринском театре в пьесах покойного графа Соллогуба — "Беда от нежного сердца", "Свирепый американец" и "Неожиданный случай". Особенного успеха A. A. не имел, но, тем не менее, был полезным из не выдающихся актеров.
Он пробовал свои силы и в серьезных ролях. Особенно хорош был покойный в водевиле "Осенний вечер в деревне". Как режиссер александринской сцены A. A. умел хорошо ставить особенно народные сцены. Им прекрасно были поставлены, например, "Дмитрий Самозванец" и "Борис Годунов". При нем на александринской сцене появилась, между прочим, оперетка.
Покинув Александрийский театр, покойный был режиссером нескольких частных сцен: у Лентовского, Сетова, в Одессе, Тифлисе.
Ему как автору принадлежит несколько пьес, из которых особенным успехом пользовался водевиль "Много шуму из пустяков". ("Новое Время", 1895, № 7070). Библиография О нем: "Ежегодник Императорских театров", сезон 1895—1896 гг., с. 507—508.