Введенский Алексей Иванович
(род. в 1861 г.) — писатель, воспитанник Московской духовной академии, в которой преподает метафизику.
Главные труды В.: "Вера в Бога, ее происхождение и основания" (М., 1891, магист. диссерт.); "Религиозное сознание язычества.
Т. I. Основные вопросы философской истории естественных религий.
Религии Индии" (М., 1902, докторская диссерт.); "Западная действительность и русские идеалы" (Сергиев Посад, 1894); "О религиозной философии В. Д. Кудрявцева" (Харьков, 1893); "О характере, составе и значении философии В. Д. Кудрявцева" (Сергиев Посад, 1893); "Очерк современной французской философии" (Харьков, 1894); "П. Е. Астафьев, его философские и публицистические взгляды" (Сергиев Посад, 1893); "Демонион Сократа.
Этюд по истории древней философии" (ib., 1893); "Общий смысл философии Н. Н. Страхова" (М., 1897); "Профессор философии протоиерей Ф. А. Голубинский" (ib., 1898); "Время и вечность" (ib., 1900); "На современные темы. Сборник популярно-философских статей" (М., 1900); "Религия и социология.
Религия как явление социальное" (М., 1900); "Из итогов века. Литературно-философская характеристика XIX столетия" (Сергиев Посад, 1901); "Умозрительные элементы теистического миропонимания.
Вып. I. Закон причинности и реальность внешнего мира" (Харьков, 1901); "Художественное творчество как принцип объяснения мифов" (М., 1901); "Против очевидности и мимо запросов жизни" (М., 1903); "Недоразумение по важному вопросу" (М., 1903); "Религиозное обновление наших дней" (вып. 1, М., 1903; вып. II, М., 1904). В последнее время В. принимает деятельное участие в "Московских Ведомостях"; состоит редактором журнала "Душеполезное Чтение". {Брокгауз} Введенский, Алексей Иванович (псевдоним А.Басаргин; 14.05.1861 — 23.02.1913, по старому стилю) — философ, историк религий, публицист.
Род. в г. Серпухов, в семье священника.
Прошел все ступени дух. образования.
В 1887 Советом Моск. Дух. академии был избран на кафедру истории филос. Талант и пытливость В. нашли внимание и поддержку руководства академии, и он дважды направлялся за границу (в Германию и Францию) в годичные творч. командировки (в 1891—1892 и 1896— 1897) для изучения совр. состояния филос. истории религий.
Результатом и как бы творч. отчетом этих командировок явилось написание кн. и статей, благодаря к-рым рус. об-во впервые познакомилось со многими новыми идеями, направлениями и системами в филос., теологии, литературе и искусстве, а также защита В. магистерской и докт. дисс. В качестве магистерской дисс. была представлена работа "Вера в Бога, ее происхождение и основание.
Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением" (М., 1891). Звание д-ра богословия В. получил за труд "Религиозное сознание язычества.
Опыт философской истории естественных религий. T.I. Основные вопросы философской истории естественных религий.
Религии Индии" (М., 1902). О докт. дисс. В. его коллега проф. Моск. Дух. академии С.С.Глаголев писал, что "это — единственная диссертация по истории религии, которая читается с истинным наслаждением" (Богословский В. 1913. Т. 1). В 1892 по решению Совета академии В. занял вакантную после смерти В.Д. Кудрявцева-Платонова кафедру логики и метафизики.
Значение этой кафедры как для самой академии, так и в дух. жизни России было велико.
До В. ее возглавляли уже упомянутый В.Д.Кудрявцев-Платонов и не менее знаменитый Ф.А.Голубинский — крупнейшие представители теизма в рус. филос., воспринявшие многое от зап. иррационально мыслящих философов (Яко-би и др.) и вместе с тем проявившие в своих филос. построениях оригинальность и самостоятельность, наиболее глубоко отвечавшие, как показало последующее развитие филос. в России, запросам рус. православной духовности.
В. сохранил верность осн. постулатам теистической линии в рус. филос. в глазах как своих современников, так и историков филос. (В.В.Зеньковский, Б.В.Яковенко, Н.О.Лосский рассматривали взгляды В. как завершение теистической линии в рус. филос., развивавшейся в осн. в Дух. академиях, в противоположность позитивизму и материализму, преобладавшим в ун-тах). Наибольшее внимание В. привлекала проблема обоснования реальности и причинности внешн. мира. В обл. гносеологии он, по мнению В.В.Зеньковского, склонялся к соборной гносеологии кн. С.Н.Трубецкого.
Восприимчив он был и к идеям зап. философов, таких как Мэн де Биран, Дильтей (В.В.Зеньковский усматривал в этом эклектизм).
В. обладал и публицистическим даром. С 1897 он — постоянный сотрудник "Московских Ведомостей", где (под псевд. А.Басаргин) поместил множество статей на самые разные темы — от филос. до чисто полит. и бытовых.
Как в филос. и богосл., так и в публицистике В. стоял за рус. идеалы, "за русский исторический строй" (С.С.Глаголев).
Пафос многообразной писательской и обществ. деятельности В. сформулировал лучше всего один из его современников: "Философское осмысливание личной и общественной жизни, признание за ней нравств. и религ. ценности, раскрытие христианского учения и опыта, как идеала истинной жизни,— вот осн. темы его философской проповеди и аксиологии" (Богословский В. 1913. Март. С.13). По свидетельству С.С.Глаголева, В. подготовил к печати оставшееся неизданным "Введение в философию". Соч.: Сравнительная оценка систем (догматического богословия) высокопреосвященного Макария и арх. Сильвестра // Чтения общества любителей Духовного Просвещения. 1886. № 2—4; Западная действительность и русские идеалы.
Сергиев Посад, 1894; Современное состояние философии в Германии и Франции.
Сергиев Посад, 1898; Закон причинности и реальность внешнего мира. Харьков, 1901; На современные темы. Сб. популярно-философских статей.
М., 1900. А.В.Шургаия