Волынская Людмила Моисеевна
(р. 15.04.1935) — спец. по проблемам теории познания и методол. науки; канд. филос. наук, доц. Род. в Москве.
Окончила физ.-матем. ф-т Таджикского гос. ун-та (1957), асп. по кафедре филос. того же ун-та (1966). Работала н. с. Ин-та астрофизики АН Таджикской ССР. С 1966 — преп., затем доц. кафедры филос. Тадж. гос. ун-та (Душанбе).
С 1990 — доц. кафедры филос. Хабаровского пед. ин-та. В наст. вр. — зав. кафедрой филос. Хабаровского гос. пед. ун-та. Канд. дисс. — "Проблемы соотношения категорий движения и покоя и теория относительности" (1967). В ее трудах рассматриваются ист. смена картин мира и вытекающие из нее изменения в механизмах познания, анализируется особая познавательная операция, названная "генерализацией картин мира" и показывается, что эта операция (рассматриваемая как общенауч.) определяет социодинамику гносеол. систем.
Устанавливается связь лидирующей картины мира с социумом, условиями его организации, вед. типом деятельности.
Выявляется зависимость между характером социума и механизмами ин-формац. переноса, сопровождающегося появлением таких специфических превращенных форм сознания, как науч. миф (1980), науч. метафора (1987). Выделяется ряд механизмов приращения филос. знания: через миграцию категорий и понятий из обл. обыденного и науч. знания в филос., через разрешение пограничной ситуации, определяемой как знание о незнании; характеризуется специфическая операциональная наглядность, позволяющая передавать филос. информацию в учебном процессе.
Рассматриваются иррациональные аспекты познания, осуществляющие через миф и демифологизацию.
Выдвигаются методологические задачи обучения в эпоху избытка информации (учить — незнанию).
Соч.: К вопросу о механизме приращения философских знаний. [В соавт.] // ФН. 1974. № 5; "Картина мира" и механизмы, познания. [В соавт.]. Душанбе, 1976; Научная картина мира в динамике общественного сознания: челночное движение // Научная картина мира: общекультурное и внутринаучное функционирование.
Свердловск, 1985; Философская рефлексия как форма самокритики // Критическая функция марксистско-ленинской философии.
Свердловск, 1988; Научная метафора: к методологии исследования трансляции знания. [В соавт.] // ФН. 1989. № 2; Динамика картин мира и типов деятельности // Диалектика социальных процессов.
Хабаровск, 1991; Философствование как способ мышления: еще раз о философских истоках марксизма. [В соавт.] // ФН. 1992. № 2; Научная системотехника как уровень знаний: социальные условия, формы, специалист // Культура.
Традиции и современность.
Сборник научных трудов.
Хабаровск, 1998; Учить — незнанию // Духовная деятельность и ее формы. Сборник научных статей.
Хабаровск, 1999; Миф и демифологизация // Духовное производство и его специфика.
Хабаровск, 2000.