Водолагин Александр Валерьевич
(р. 12.11.1955) — спец. в обл. соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Окончил филос. ф-т МГУ (1978) и асп. того же ф-та (1982). Работал на кафедре филос. естеств. ф-тов МГУ (до 1986) и в Лит. ин-те Союза писателей СССР, на кафедре филос. Моск. ВПШ и Росс. соц.-полит. ин-та (1986—1991), Росс. гос. соц. ин-та (1991—1992), Росс. академии управления и затем — Росс. академии гос. службы при Президенте РФ (1992—2000). В наст. вр. — зав. кафедрой филос. Гуманит. ин-та. Канд. дисс. — "Философское содержание художественного произведения" (1983). Докт. дисс. — "Онтология политической воли" (1992). Вице-президент Междунар. академии ноосферы (устойчивого развития).
В. разработал концепцию воли как онтол. структуры человеч. жизни, внутр. формы жизненной практики, языкового полагания мира и мышления.
Воля — действенное осуществление такой сущностной возможности бытия, как свобода.
Присущий ей механизм самополагания — противополага-ния — синтеза противоположностей трансформируется в т.н. логику воли, или "диалектику". Последняя является не "методологией познания", а орудием самоутверждающейся "воли к мощи". По мнению В., воля к мощи, о к-рой писал Ф.Ницше, означает обращенность личности к еще не реализованному богатству бытийных возможностей.
Было бы неверно видеть в ней выражение эгоизма "человеческого, слишком человеческого". Воля к мощи — это установка на максимальную, "сверхчеловеческую" самореализацию.
Конкретное воление представляет собой проектирование будущего (самопроектирование) на основе схваченных в рефлексии бытийных возможностей самости.
Проект, выводящий самость из ее наличного состояния и приоткрывающий ее предполагаемое будущее, всегда есть обнаружение воли к мощи. Это касается, в частности, и полит. проектов, политики в целом как "искусства возможного". Полит. волю В. рассматривает как субъективно-идеальную форму организации обществ. бытия, обеспечивающую интеграцию группы в борьбе за установление (или изменение) соц. порядка.
Функции полит. воли сводятся к обслуживанию ее собственного онтол. базиса, защите жизненного мира народа и всего сущего в границах этого мира, к обеспечению безопасности сооб-ва в ее экон., экол., геополит. и дух. измерениях. "Забота" как онтол. сущность полит. воли проявляется в выдвижении и идеол. обосновании фундам. проекта организации человеч. бытия. Отсутствие такого рода проекта, закрепленного в виде нац.-гос. идеи или полит. утопии, можно считать симптомом незрелости полит. воли, к-рая компенсируется разнузданным произволом правящего слоя или лица. В своих работах В. осуществляет анализ волюнтаризма и интеллектуализма как двух конкурирующих традиций зап. соц. мышления.
На основе этого анализа разработана модель волюнтаристского полит. действия (произвола).
Предложена схема осмысления полит. истории России.
Соч.: Мировая история в интерпретации М.Хайдеггера // ФН. 1989. № 9; Политическая социология А.А.Богданова // Социологические исследования. 1990. № 6; Онтология политической воли. Тверь, 1992; Структура волюнтаристского политического действия // Социальная теория и современность.
Вып.7. М., 1992; Четвертая печать.
Эскизы к феноменологии русского духа. [В соавт.]. Тверь, 1993; Экзистенциально-онтологический анализ политики // Социальная теория и современность.
Вып.9. М., 1993; "Последняя воля" Фридриха Ницше // Ф.Ницше. Воля к власти.
М., 1993; Метафизическая ось евразийства. [В соавт.]. Тверь, 1994; Социальная онтология в пространстве гуманитарных дисциплин // Социальная теория и современность.
Вып. 17. М., 1995; Диктатура посредственности // Предисловие к книге В.В.Аксючица "Идеократия в России". М., 1995; Онтологическая интерпретация феномена воли // Философия А.Шопенгауэра.
М., 1995; Метафизика воли и теория естественного права // Трансцендентальная философия Ф.Шеллинга.
М., 1996; Метафизическое сомнение как акт воли // Философия Р.Декарта.
М., 1997; Универсальная онтология Г.В.Лейбница в истории западной метафизики // Метафизика Г.В.Лейбница: современные интерпретации.
М., 1998.