Владимир Святой
— сын. киев. князя Святослава Игоревича.
Дошедшие до нас летописи, повествующие о жизни и деятельности кн. Владимира, заключают в себе так много легенд и прямого вымысла, несомненно позднейшего происхождения, что представляется чрезвыч. трудным указать, где именно кончается сказка и где начинается истор. факт. Тем не менее можно считать установленным, что вся жизнь В. протекала почти в непрерывных воен. походах не только против сосед, народов. но и против рус. князей, не желавших признавать его своим старш. князем.
Распря между В. и его братьями началась вслед за смерью их отца. Старший сын Святослава, Ярополк, желавший расширить свой киевский удел, напал на своего брата Олега, убил его и, захватив Древлянскую землю, двинулся на Новгород, принудив сидевшего там В. бежать за Балт. море. Через 2 г., набрав дружину из варягов, В. в свою очередь напал на Ярополка в Новгороде, прогнал его к Киеву, убил и сам занял великокняж. стол. Сделавшись вел. князем и объединив под своей властью все рус. земли, В. предпринял ряд походов на своих сев. и зап. соседей.
Пока воевода его Волчий Хвост усмирял радимичей и вятичей, В. с чужеземн. ратью покорил литов. племя ятвягов, живших в будущей Гродненской губ., и отнял от Польши землю Червенских городов.
Дядя В., Добрыня Никитич, с больш. успехом совершил поход на в., против болгар, населявших бассейн р. Камы. Одновр-но с этими походами В. приходилось принимать энергич. меры против печенегов, половцев, хазар и разных тюркских бродяч. племен, делавших опустошит. набеги на южн. границы рус. владений.
Для защиты В. строил укреп. города и населял их частью пленниками, частью переселенцами из внутр. областей.
Остатком таких укреплений в наст. время являются т. н. Змиевы валы. К концу X в. власть В. простиралась от Киева до Балтики и от Вислы до Камы. На юге граница владений В. проходила недалеко от Киева, как об этом свидетельствует Брунон, извест. миссионер, лично посетивший В. в Киеве. "В течение двух дней, — рассказывает он, — В. с войском провожал меня до самого крайнего предела своей страны, которую он оградил для защиты от кочевников весьма длинной и крепкой линией укреплений". Но не воен. походы и не борьба с соседями создали В. славу и бессмертие.
С его именем история связала введение и распространение на Руси христианства, этой крупнейшей культурной реформы.
Ей предшествовала война с греками, во время которой В. потребовал, как одно из условий мира, греч. царевну Анну себе в жены. Получив согласие под условием принятия христианства, В. ознакомился с его сущностью и принял таковое по греч. обряду как лично, так и для своего народа.
С принятием христианства В., по свидетельству летописей, совершено преобразился.
Воен. походы, охота, пиры с дружиной, чем была наполнена жизнь В. до крещения, заменились мирн. заботами о церквах, школах, суде и попечениями о благосостоянии народа.
Князь-дружинник, типичный язычник, сделался образцов. семьянином и примерн. христианином.
В. умер 15 июля 1015 г. в своем любимом с. Берестове.
Правосл. церковь причислила его к лику святых. {Воен. энц.}