Витгефт Вильгельм Карлович
— контр-адмирал.
Род. в 1847 г. в Одессе; по окончании Морского кадетского корпуса, а также Минного и Артиллерийского классов, плавал на различных судах, командовал крейсерами, заведовал миноносками и их командами в СПб. порте, был флагманским минером в отряде судов Балтийского моря, затем помощником главного инспектора минного дела. В 1898 г. был назначен командиром броненосца "Ослябя" и 18-го флотского экипажа, откуда был переведен начальником штаба главного начальника Квантунской области и командующего морскими силами на Тихом океане, адмирала Алексеева.
Участвовал в китайской войне 1900 г. После гибели Макарова и обложения Порт-Артура назначен командующим эскадрою.
На его долю выпала труднейшая задача приведения в порядок эскадры и починки судов под выстрелами неприятеля; упорным трудом и крайней осторожностью это было достигнуто.
Уже раньше раненый, он 28 июля повел эскадру для прорыва во Владивосток; успех казался возможным, но смерть В., убитого на броненосце "Цесаревич", испортила все дело. Литературные произведения В. частью специального характера ("О значении мины в Китайско-Японской войне"; "О величине двигателя современных судов" и др. статьи в "Морском Сборнике" и "Кронштадтском Сборнике"), частью беллетристические ("Счастливые и тяжелые минуты крейсера "Воевода", "Дневник бодрого мичмана" и др.); в них видно ясное понимание техники морского дела, которая в современных морских боях играет столь важную роль. Р. Л—н. {Брокгауз} Витгефт, Вильгельм Карлович — контр-адмирал, род. в 1847 г., по окончании мор. училища был произведен в 1868 г. в гардемарины; до 1871 г. находился в кругосв. плавании на клипере "Всадник", окончил курсы стрелк. и гимнастич. школ. и уч.-артил. и мин. классов.
Лейт-том плавал за границей на клипере "Гайдамак". В 1885 г., кап. 2 р., В. был назначен командиром лодки "Гроза" и плавал в шхерн. отряде Финск. залива.
Назначенный помощником гл. инспектора мин. дела, производил опыты по мин. части в Черн. море и в 1888 г. над минами Уайтхейда и Ховеля за границей.
Состоял членом комиссии взрывч. веществ. при мин-стве пут. сообщения и представителем от мор. мин-ства в ж.-д. совете по тому же вопросу.
В 1892 г. назначен командиром мин. крейс. "Воевода", в 1894 г. — крейс. 2 р. "Наездник", в 1895 г. — заведующим мин-ками и их командами; плавал с отрядом в Финск. заливе и, командуя фрег. "Дмитрий Донской", находился по 1898 г. в загр. плавании в составе эскадры Тих. океана под командой контр-адмирала Алексеева.
В 1898 г. назначен командиром броненосца "Ослябя" и 18-го флотского экипажа, а в след. г. начальником мор. отдел. штаба гл. начальника Квант. области и мор. сил Тих. океана вице-адмирала Алексеева; в том же году был произведен за отличие в контр-адмиралы.
По минам и взрывчатым веществам В. справедливо считался одним из лучших знатоков; перу его за это время принадлежит ряд переводн. и самост-ных статей технич. характера, которые печатались в "Мор. Сб." и в "Извест. мин. оф. класса": в 1888 г. — "Положение мины в мор. войне" в 1895 г. — "Действия минами в нынешнюю японско-китайскую войну" и друг. В последней работе, посвященной гл. обр. технич. стороне дела, В. след. словами характеризовал значение для России Японии. "В Тих. океане у нас вырос сосед, сдавший экзамен на возмужалость; мор. его силы надо иметь в виду при расчете обороны своих берегов в этом океане". Через неск. лет судьба дала В. возможность оказать влияние на оборону наших бер. в Тихом океане; в 1900 г. во время боксер. восстания он принял участие в орг-ции перевозки из П.-Артура в Пекин сухоп. частей (за свои труды награжден в 1901 г. орд. св. Станислава 1 ст. с мечами, прус. Короны 2 ст. со звездой и мечами и яп. Восх. солнца 2 ст.), а с 1901 г. — в составлении планов воен. действий на случай войны с Японией; следуя указаниям адм. Алексеева, В. для гл. сил нашего флота предназначал в качестве базы П.-Артур, для крейсеров — Владивосток; с увеличением эскадры Тих. океана план неск. видоизменялся, но гл. основания оставались те же, и начало войны застало наши морские силы в Тих. океане разделенными между П.-Артуром и Владивостоком; к недостаткам плана следует отнести и то, что внезапное начало воен. действий не было предусмотрено, и В., по-видимому, совсем не считался с этой возм-стью. С 1903 г. В. состоял начальником штаба командующего мор. силами в Тих. океане, впоследствии наместника, и кроме того командовал отрядом кан. лодок, на одной из которых держал свой флаг; с началом войны, когда штаб наместника был расформирован, а отряд лодок перешел в ведение начальника эскадры, В. оставался в П.-Артуре, предназначенный для замены начальника эскадры (адм. Старка) в случае его болезни; с прибытием в П.-Артур вице-адмирала Макарова В. уехал к наместнику в Мукден, откуда прибыл обратно вместе с адм. Алексеевым после гибели "Петропавловска"; с 1 по 22 апр. 1904 г. В. занимал должность начальника мор. штаба при главнокомандующем и, при спешном отъезде последнего 22 апр., оставлен был до прибытия нового командующего флотом а.-адм. Скрыдлова врем. испол. должность старш. флагмана и командующего эскадрой Тих. океана; как известно, адм. Скрыдлов в П.-Артур не прибыл, а В. положил свою жизнь на этом "временном" посту. По его собств. словам, В. не готовился к занятию этой должности: отлично образованный технически, он не обладал решит-стью, необходимой для управления эскадрой в тяж. воен. время. Инструкция, оставленная главнокомандующим, еще усиливала эту нерешит-сть: лейтмотивом ее было сбережение судов эскадры и воен. действия без потерь; поэтому деятельность флота за время укомандования В. имела характер пассивный и хотя наиб. наш успех на море был достигнут как раз в это время (2 мая гибель яп. бр-цев "Хатсузе" и "Яшима"), такая пассивность не могла поднять духа лич. состава, подавленного рядом неудач и особенно гибелью адм. Макарова.
К заслугам В. следует отнести орг-цию траления мин, которых за время его командования было уничтожено до 200, и постановку мин заграждения с миноносцев и др. судов, приспосабливаемых для этой цели по лич. инициативе В. Разоружение флота и передача мор. орудий на бер. позиции была сделана В. по приказанию главнокомандующего; но В., как и многие командиры судов, не верил в возможность борьбы с яп. флотом за обладанием морем и потому видел гл. назначением нашей эскадры в помощи крепости, вследствие чего находил невозможным бросить П.-Артур и идти с эскадрой во Владивосток, как того требовал главнокомандующий, и только после неск. настойч. напоминаний эскадра вышла в море 10 июня; встретив под самым П.-Артуром яп. флот, значительно превышающий его эскадру по силе судов, В. уклонился от боя и вернулся в П.-Артур, благополучно отразив ряд ноч. мин. атак; при возвращении бр-ц "Севастополь" был выведен из строя на 1? месяца взрывом мины заграждения.
По исправлении "Севастополя", после ряда требований главнокомандующего о выводе эскадры во Владивосток, подтвержденных, наконец, и Выс. повелением, В. вышел в море 28 июля 1904 г., несмотря на полученную накануне рану и недавнюю болезнь (дизентерию); нравств. состояние его было подавлено: он не верил в успех прорыва.
Предчувствие его сбылось: в конце боя, ок. 6—7 ч. в., строй эскадры нарушился, больш. часть ее вернулась в П.-Артур, а немногие пытавшиеся продолжать путь корабли должны были зайти в нейтр. порта, где и были разоружены.
В. не пришлось этого видеть: перед самым концом боя он был снесен с мостика "Цесаревича" яп. снарядом, искупив честной смертью свои возможные, но невольные ошибки.
После В. осталась масса цен. собственноруч. документов, из которых самым замечательным является его дневник: он рисует все переживания В. во время командования флотом — тяжелую драму начальника, сознающего свою ответст-сть, но не верящего в возможность успеха и подавленного своим положением. (Общ. мор. список, ч. XIII; Арх. в. 1904—05 гг.). {Воен. энц.}