Витберг Александр Лаврентьевич
— русский живописец и отчасти архитектор, известный в особенности своим (неосуществленным) проектом храма Спасителя в Москве.
Отец художника, шведский бюргер, выехал в Россию с женой в 1779 году. В 1787 г. у него родился сын Карл, впоследствии перешедший в православие и получивший имя Александр.
Он сначала учился в Горном корпуса, а потом в Аннинской школе и, наконец, в 1802 г. поступил в Академию художеств.
Во время пребывания своего в академии В. получил все медали.
Из них золотую медаль в 1807 г. за программу "Три отрока" (библейский сюжет). В том же году Витберг был оставлен при академии "пансионером для вояжирования". В 1808 году получил золотую медаль за картину "Русская правда", а в следующем году снова золотую медаль за картину "Андромаха, оплакивающая Гектора" (находится в академии), после чего В. был назначен помощником проф. Угрюмова для обучения в натурном классе.
Из других картин В. известны: в галерее Прянишникова "Изведение ап. Павла из темницы" и "Снятие со креста" — картина, в настоящее время исчезнувшая неизвестно куда. Летом 1813 г. В. отправился в отпуск в Москву, где ему было поручено исполнение виньеток и картин на события 1812 года, а также портретов лиц, особенно отличившихся в отечественную войну. Благодаря этому заказу В. сблизился со многими непосредственными участниками событий 1812 года, и тут, вероятно, впервые зародилась в нем идея создать проект грандиозного храма в память событий Отечественной войны. По совету тогдашнего министра просвещения кн. Голицына стал изучать зодчество.
Мистик по натуре и по складу ума, В. положил и в основание своего проекта некоторые мистические воззрения в духе христианства.
Императору Александру I проект В. понравился необыкновенно как своей основной идеей, так и грандиозностью.
Предполагалось построить храм Спасителя на Воробьевых горах близ Москвы.
В. был поставлен во главе комиссии, которой поручены были все распоряжения по постройке.
Закладка храма состоялась 12 окт. 1817 г. и обошлась 24000 руб. По смелости и колоссальности идеи его проект может считаться одной из любопытнейших архитектурных композиций нового времени.
Но при всей своей талантливости В. был горд и заносчив, а потому вскоре нажил себе врагов.
Многим проект его казался невыполнимым; все ужасались размером будущего храма. Иначе посмотрел на дело император Александр I, считавший В. гением, перед которым должны были смиряться все смертные.
В. не ладил с прозой жизни, не умел бороться с препятствиями, был плохой дипломат.
В делах постройки Витберг запутался, как поэт, не умевший вести никаких счетов.
Вскоре обнаружились злоупотребления в громадных размерах, и В. оказался виноватым, будучи человеком редкой, высокой честности.
Постройка храма была сначала приостановлена, а потом и совершенно прекращена; назначена следственная комиссия, и В. был сослан в Вятскую губернию.
Он умер в 1855 г. В. оставил после себя любопытные записки, которые были диктованы им в Вятке А. И. Герцену.
Эти записки были напечатаны в "Русск. стар." в 1872 г. (т. V и VI). Там же приложен портрет В. (1872, т. V) и рисунок его проекта.
В "Былом и Думах" Герцена В. посвящено много восторженных страниц.
В. Чуйко. {Брокгауз} Витберг, Александр Лаврентьевич академик живоп. и архит.; р. 1787, † 1855 г. {Половцов}