Верховский Владимир Павлович
— адм. в отст.; род. 28 апреля 1837 г., воспитывался в Александр. малолет., а затем в мор. корпусе, кадетом которого находился в плавании на парус. корабле "Бородино" при защите г. Кронштадта от нападения англо-франц. флота в 1854 г.; в 1855 г. произведен в мичманы и на парусн. корабле "Россия" находился при защите Свеаборга 28—29 июня, во время бомбард-ки его непр. флотом.
В 1858 г. окончил курс в офицерск. клас. мор. корпуса, после чего до 1861 г. плавал на разн. судах в Балт. море, а в 1861—65 гг. в кругосветн. плавании; в 1869 г. переведен в Черн. море, в 1870 г. назначен командиром корвета "Память Меркурия", а в 1873 г. переведен в Балт. флот с назначением командиром клипера "Алмаз", а затем лодки "Чародейка"; в 1873 г. назначен помощником завед. мин. частью во флоте: на В. легли обязаности по наблюдению за ходом преподавания в мин. классе и школе; энергии и инициативе В. обязаны мин. класс и школа серьезн. и научн. постановкой дела. Сам В. считался одним из лучших специалистов по мин. делу, которому он посвятил 10 л. своей службы.
В 1878 г. В. был командирован в действующую армию, где находился при гл. квартире.
В 1885 г. был назначен командиром корабля "Петр Великий", а в 1887 г. произведен в контр-адмиралы, с назначением младш. флаг-м Балт. фл. В 1890 г. В. назначен командиром СПб. порта, в должности какового он состоял до 1896 г., когда был назначен начальником гл. управления кораблестроения и снабжений.
Время управления В. хозяйств. частью в мор. ведомстве характеризуется стремлением к экономии во что бы то ни стало. В жертву показной экономии приносились насущ. интересы флота. Казен. судостроение, во главе которого стоял В. в качестве сперва командира СПб. порта, а затем и начальника назван. управления, при нем совершенно упало: из экономич. соображений корабли строились плохо и долго, плохими, дурно оплачиваемыми рабочими.
Снабжение флота производилось дешевыми, не всегда доброкач. материалами.
Даже боев. запасы, как напр. фугас. снаряды, ради дешевизны выделывались заведомо неудовлетвор-ными. Запасы в портах по большей части не возобновлялись, и флот испытывал во всем большие стеснения.
Команды, вместо занятия своим прямым воен. делом, должны были производить дефектные и иные работы, которые из экономич. соображений отказывались выполнять порта. В. обязан флот и сокращением продолжительности плаваний, обходившихся, конечно, дороже стоянок в портах на якоре, но необходимых для боев. готовности.
Мероприятия В. лишили его имя прежней популярности в мор. кругах.
Несомненно, что В. сыграл значит. и неблагоприят. роль в деле упадка нашего флота, завершившегося Цусимской катастрофой.
В 1902 г. В. был назначен в адмиралтейств-совет, 6 декабря 1905 г. произведен в адм. а в 1908 г. уволен в отставку.
Умер в июне 1917 г. в Петрограде, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Некролог: Новое время. 1917. 1 июля. {Воен. энц.}