Вериковский Михаил Иванович
(род. 1896) — современный украинский композитор, дирижер, педагог и общественный деятель.
Окончил Киевскую консерваторию.
В. — наиболее видный и продуктивный представитель новейшей украинской музыки.
По общим приемам своего творчества и особенностям своих мелодий и гармонии В. заметно отличается как от своих предшественников, так и от современников; он является тем звеном, которое связывает украинскую музыку ранней эпохи, замкнутую в узких рамках национальности, с музыкой западноевропейской.
Наиболее характерной чертой творческой физиономии В. является логичность и выдержанность его музыкальной формы. Гармонические приемы В. всегда свежи, выразительны и разнообразны, но без особой остроты звучания, хотя у В. и есть интересные моменты гармонического напряжения (напр., в "На майданi", "Соняшнi кларнети"). Большое участие принимает В. и в общественно-музыкальной жизни Украины (В. — председатель Всеукраинского музыкального общества им. Леонтовича).
В настоящее время В. — дирижер Украинской гос. академич. оперы (в Харькове).
В. дал значительное количество разнообразных по форме композиций, от разработки народных мелодий для хора до форм симфонической музыки и музыки для сцены. Из напечатанных сочинений В. нужно отметить 12 украинских народных и 13 школьных песен, 15 революционных хоров; не изданы: ряд хоров, струнный квартет, 6 веснянок для оркестра, музыка к украинским драмам.
Н. Гринченко.
Вериковский, Михаил Иванович род. 9 (21) ноября 1896 в Кременце, ум. 14 июня 1962 в Киеве. Композитор.
Засл. деят. иск. УССР (1944). В 1923 окончил Киевскую конс. по кл. композиции Б. Л. Яворского.
С 1921 участвовал в работе Товарищества им. Н. Д. Леонтовича, в 1928—1939 — Всеукраинского товарищества революционных музыкантов.
В 1926—1928 дирижер Киевского, в 1928—1935 Харьковского оперных т-ров. Преподавал в Киеве в муз.-драм. ин-те и конс. (с 1946 проф.). Оркестровал оперу "Утопленница" Н. В. Лысенко.
Соч.: оперы — Дела небесные (1934), Сотник (Одесса 1939), Наймичка (Иркутск, 1943), Слава (1961), 2 оперных этюда — Беглецы (исп. 1957, Киев, радио), Басня о Чертополохе и Розе (1948); муз. комедия — Вий (1946); балет — Пан Каневский (Харьков, 1931); оратория — Дума о девушке-пленнице (1923, 2 ред. с орк. 1955); кантаты — Первомайский гимн (1928), Октябрьская (1936); вок.-симф. циклы — В дни войны (на сл. сов. поэтов), Варшавский цикл (1952); для орк. — сюита Веснянки (1924, 2 ред. 1956), Татарская сюита (1928), Симф. вариации (1940), Закарпатская рапсодия (1945), симф. панорама Спортивный праздник в Бершади (1951); для скр. с орк. — Украинская сюита (1946); кам.-инстр. произв., хоры, романсы, песни, музыка к драм. спектаклям и фильмам.