Верещагин Василий Васильевич
— русский живописец; родился в 1842 г. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус.
По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в Академию художеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана.
Получив малую серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы" и похвалу Академии за композицию, В., не окончив курса, уехал за границу.
В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома.
Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений.
Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах "Le Tour de Monde" и в русском "Всемирном путешественнике"; некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое.
В 1864 г. В. был на Дунае и затем снова посетил Кавказ; приехав в 1865 г. в Петербург, он просил Академию выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью — что и было сделано.
В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин.
В 1867 г. В. отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за что и получил орден св. Георгия.
Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал за границу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене.
Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене.
Публика особенное внимание обратила на "После удачи", "После неудачи", "Опиумоеды", а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником, "Бача со своими поклонниками". Вся коллекция туркестанских картин была выставлена В. в Лондоне в 1873 г. и произвела сильное впечатление.
Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно.
Ввиду толков и обвинений в тенденциозности В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: "Окружили — преследуют", "Забытый" и "Вошли". Вся коллекция состоит из 121 номера.
В 1874 г. совет Академии во внимание к его художественным трудам возвел В. в звание профессора, о чем В. и был уведомлен официально; но В., считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания.
Тогда совет Академии определил исключить В. из списка ее членов.
В Индии В. пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным из Индии. В следующем году В. отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноноске лейтенанта Скрыдлова.
Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целых два года. И в 1879 и 1880 гг. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге.
Индийских картин всего 32, а болгарских — 13. В 1884 г. В. отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885—88 гг. выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи.
Во всяком случае В. нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной Европы.
Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу.
Как литератор, В. известен своими путешествиями и воспоминаниями, как, напр., "Заметки, очерки и воспоминания", "Поездка в Гималай". В журнале "Художник" Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве.
В. Чуйко. {Брокгауз} Верещагин, Василий Васильевич (дополнение к статье) — знаменитый живописец, погиб в Порт-Артуре на броненосце "Петропавловск" при его взрыве 31 марта 1904 г. {Брокгауз} Верещагин, Василий Васильевич (1842—1904) — художник.
Имя "баталиста" мало идет к В., не признававшему деления живописи на роды, но все же наиб. слава приобретена им картинами на темы войны. С горячей убежденностью и смелой прямолинейностью он внес начало реализма в область батал. живописи и одновременно с франц. новаторами Невилем и Детайлем содействовал утверждению этого начала в искусстве.
Осмеивая шаблон и писание картин по реляциям, В. всю жизнь колесил по свету, осуществляя свои принципы: "ни одного мазка от себя, все от природы", "художник должен быть впереди, в разгаре боя". Первые его батал. картины вызвали такое негодование, что из-за упреков генерала Кауфмана он уничтожил 3 из лучших своих произведений, а на берлин. его выставку прус. воен. нач-во рекомендовало офицерам не ходить.
Шокировало многих то, что в его картинах оказывались в армии "забытые", замерзшие, раненые и убитые.
Даже в изображении имп. Александра II под Плевной сидящим на стуле, а не верхом перед войсками, усматривали нечто вредно-тенденциозное, опасное для патриотизма и воинств. духа армии и народа.
Другие за его картины: "Побежденные", "Апофеоз войны", "Письмо к матери" и др., с их сгущенно трагич. содержанием, приветствовали его, как проповедника мира и антимилитарист. идей. Но В., как художник, не искал и не проводил тенденции, а боролся с нею. "Я никогда не видал, писал он, правдивых картин битв, и твердо решил представить все так, как оно есть в действительности". Не стесненный заказами и официал. требованиями, он старался видеть все не из дали штабов, а в передовой линии, не думая о личной безопасности, и не как пассивный зритель, а как активный участник. "Апостол мира" в картинах, он по своей натуре и воспитанию был далек от неприязни к войне. По отзыву его друга и поклонника В. В. Стасова, в В. было "много военного духа" и он был "урожденный военный". Получив воспитание в Александр. малолет. и потом мор. корпусах, В. кончил курс фельдфебелем гардем. роты, и только страсть к рисованию да плохое перенесение им. мор. плаваний заставили его, по окончании курса в 1860 г., сейчас же выйти в отставку, к большому сожалению высшего мор. нач-ва. Уехав в Париж, он учился у Жерома и в 1867 г. с радостью принял предложение Туркест. генерал-губернатора генерала Кауфмана состоять при нем художником.
Приехав в Самарканд после взятия его рус. войсками 2 мая 1868 г., В. получил боев. крещение, выдержав с горстью рус. воинов тяжелую осаду этого города взбунтовавшимися туземцами.
Выдающаяся роль В. в этой обороне доставила ему Георг. крест, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды и отказался впоследствии от чина и звания профессора академии художеств.
В художеств. отношении впечатления этой обороны и личного участия В. в других воен. операциях при завоевании Туркестана, а также при втором его путешествии туда в 1869 г., дали ему материал для таких ярких картин, как "Пусть войдут", "Вошли", "Окружили", "Преследуют", "Нападают врасплох" и др., вошедшие в состав громад. туркест. серии, выполненной художником в Мюнхене в 1871—74 гг. и имевшей колосс. успех в Европе и России.
В ряде этих картин с совершенной простотой выразилась чуждая всякой аффектации, непоколеб. стойкость рус. солдата под натиском превосходнейших сил ("Сдавайтесь! — Никогда", "Нападают врасплох.
Ляжем костьми") и то философски спокойное, чисто "Каратаевское" отношение его к смерти и врагу, которое так контрастирует в нем с жестоким злорадством варвара-азиата ("Победители", "Побежденные"). Несмотря на это, контраст этих картин с привычной парадной официальностью в батал. живописи был все же так резок, что толки об "оклеветании русской армии", "непатриотичности" и проч. вызывали недружелюбное отношение к В. не одних завистников, но и таких расположенных к художнику лиц, как генерал Кауфман.
Чутко относясь к этим незаслуженным упрекам в тенденциозности, В. сам уничтожил такие вызывавшие особые нарекания картины, как "Забытый" (преследовалась даже музыка Мусоргского к этой картине), "Окружили", "Преследуют", "У крепостной стены", "Вошли", хотя в них не было ничего, кроме неприкрашенной правды.
Покончив с этой серией картин, В. отправился в путешествие по Индии и Гималаям и начал было писать серию "Индийской поэмы", но не окончил ее, т. к. с начала боев. действий 1877 г. поспешил к армии. Прикомандированный к штабу главнокомандующего, он не ограничился наблюдениями из гл. кв-ры, а совершил с войсками поход до Дуная, а затем вместе с товарищем своим по корпусу, Н. Л. Скрыдловым, шел в атаку тур. монитора на лодке "Шутка". Оправившись наскоро от раны, полученной в этом деле, В. поспешил к Плевне, оттуда со Скобелевым — к Шипке и с отрядом генерала Струкова — в набег к Андрианополю.
Он не останавливается ни перед чем для художеств. наблюдений, залезая в обстреливаемые картечью барки на Дунае, набрасывая этюды под пулями, разбивавшими его палитру, свозя с полей сражений груды пропитан. кровью тряпья, одежды, обломков оружия, исполняя обязаности ординарца, участвуя в рекогносцировках и т. п. С началом мирн. переговоров В. покинул армию, отказавшись от "золотого оружия", и уехал в Париж, откуда через два года вышла его знаменитая "Поэма войны", вызвавшая еще большую сенсацию, чем туркест. серия ("После атаки", "Транспорт пленных", "По дороге к Плевне", "На Шипке все спокойно"). Но его раненые не кричат, часовые замерзают, не выпуская ружья, спокойно лежат "Перед атакой" и ждут сигнала серые ряды и преображаются в восторженном порыве, когда мимо них проносится "Белый генерал", "Именем отечества" благодаря за победу ("Шипка — Шейново"). Имп. Александр II, обозрев выставку, с грустью сказал: "Все это верно, все это так было", и даже Мольтке, запретив офицерам бывать на выставке, все же признал: "Точь-в-точь то же было и у нас". Закончив и эту серию, В. в долгий период мира 1880—90-х гг. не сидит на месте, знакомит со своими картинами Нов. Свет, перебрасывается в Палестину, Японию, на Филиппины, Кубу ("Взятие С.-Жуанских высот войсками Рузвельта"), пишет свои воспоминания "На войне в Азии и Европе" и отдается изучению эпохи 1812 г., для чего бросает свои загранич. мастерские, строит дачу на Серпуховской дороге и создает "опрощенного" Наполеона в подлинной обстановке суровой рус. зимы, зловещих пожаров и партизанских действий.
С началом русско-японской войны В. уезжает на Д. Восток.
Здесь 31 мрт. 1904 г. на бр-це "Петропавловск" он находит вместе с адм. Макаровым трагический конец своей кипучей, "боевой" жизни. Современная критика находит В. далеким от совершенства в художеств. отношении, но его яркий талант, красочность картин, поразит, трудоспособность, строгий реализм, добросовестность наблюдения, больш. личн. опыт боев. жизни, широта взгляда и глубина чувства, — ставят его в ряд крупнейш. художников с неотъемлемой личн. заслугой оригинального изображения войны во всей полноте ее правды. (В. Верещагин, "Детство и отрочество", "На войне в Азии и в Европе"; Ф. И. Булгаков, В. В. Верещагин и его произведения;
В. И. Немирович-Данченко, Художник на боевом поле; В. В. Стасов, Биография и статьи). {Воен. энц.} Верещагин, Василий Васильевич (Wereschaguine); род. в Новг. губ. в 1842 г. Ученик Бейдемана в СПб. и Жерома в Париже.
Прославился своими картинами из войн Туркестанской и Болгаро-Турецкой (в которой сам принимал участие) и этюдами и картинами из индейской природы.
Он награвировал четыре картинки для Живописной Украйны, издаваемой Л. Жемчужниковым на (2-й) 1862 год; a именно: 1. Слепой нищий и его жена; с монограммой "В В". 6.2 х 4.1. 2. XXXXII. Голова малороссиянина, 3/4 влево. — Внизу справа монограмма: В.В. 4 х 3.8. 3. XXXXIV. Дед с внучком сидят на скамье; y внучка в руках посох; слева на скамье лежит высокая меховая шапка, a справа подле деда стоит кружка для сбора на церковь; внизу, слева, монограмма: В.В. 4.11 х 7.9. 4. XXXVIII. Деревянная одноглавая церковь с колокольнею; справа и слева деревья.
Внизу слева монограмма: В.В. 5.5 х 7. {Ровинский} Верещагин, Василий Васильевич (1842—1904) — художник.
Происходил из дворянской семьи, окончил Морской корпус (в 1860) С 1858 стал посещать рисовальные классы школы Об-ва поощрения художеств.
Позже обучался в Академии художеств у А. Маркова и Бейдемана, а затем в Париже у Жерома.
В 1863—65 исполнил первые серии рисунков из своих путешествий на Кавказ, на Дунай и в Крым. В 1868 В. начал писать большую картину "Бурлаки", оставшуюся неоконченной.
В 1867—1870 В. ездил дважды в Туркестан и на китайскую границу.
Результатом этих поездок явились две "туркестанские" серии этюдов и написанных по ним в Мюнхене военных картин.
Обе эти серии были куплены, по совету Крамского, П. М. Третьяковым.
В 1874—76 Верещагин ездил в Индию и Тибет; в 1877—78 работал на театре русско-турецкой войны; в 1883—1885 побывал в Сирии и Палестине; в 1890—1900 им исполнена серия картин "Наполеон в России". Кроме того, в 1890-х гг. В. написано много этюдов во время поездок по северу России, Крыму и Кавказу, в Ярославле, Москве и Одессе.
В 1901—02 В. едет на Филиппинские о-ва и на о-в Куба писать на месте этюды для картин на сюжеты из испано-американской войны и в 1903 в Японию.
В 1904, при начале русско-японской войны, В., в поисках батальных тем, снова отправился на Дальний Восток и погиб под Порт-Артуром при взрыве броненосца "Петропавловск". Произведения В. появлялись почти исключительно на его индивидуальных выставках (в Петербурге, Вене, Лондоне и др. городах Европы и Америки), пользовавшихся громадным успехом и вызывавших ожесточенную полемику.
Хотя В. один только раз выступил официально на "Передвижной выставке", но он целиком примыкает к реальному (в этюдах и этнографических картинах) и тенденциозно-учительному (в картинах казней и военных) направлению "передвижников". По выходе из Академии В. резко отмежевался от нее и отказался от звания профессора, которое ему было предложено Академией после выставки туркестанских картин.
Из всех рус. художников В. стяжал себе за границей наибольшую популярность не столько, впрочем, в кругах художественных, сколько среди общественных деятелей и широкой публики.
Будучи активным участником в боевых действиях (был ранен в 1877 при минной атаке турецкого монитора), проявляя порой и значительную жестокость, он всю жизнь писал картины, направленные против войны, за что под конец жизни был прозван "апостолом мира". Эта двойственность характера помешала художнику создать вполне искренние реальные картины боевой жизни, а погоня за сюжетом отвлекла его внимание от чисто живописных достижений его сверстников — европейских живописцев.
Ученик русских и французских академиков.
В. — безусловно острый рисовальщик и умелый создатель больших композиций, — несмотря на фанатическую приверженность к художественной правде, всю жизнь оставался во власти старых живописных традиций.
Его стремление писать на открытом воздухе, подталкивавшее его на такие опыты, как писание этюдов на возвышенностях Гималаев или под обстрелом, не дало новых приобретений в этой области.
Среди произведений художника на исторические темы в особенности страдают чернотой и фальшью колорита картины наполеоновского цикла. Наибольшее количество картин и рисунков В. (свыше 600) сосредоточено в Третьяковской галерее в Москве ("Апофеоз войны", "У дверей мечети", "Торжествуют", "Нападают врасплох" и др.); его произведения имеются также в Русском музее (Ленинград) и в других музеях и собраниях СССР, Западной Европы и Америки.
Кроме картин и рисунков, от В. осталось несколько книг мемуарного характера ("Детство и отрочество" и др.) и статей по вопросам искусства ("Реализм", "Прогресс в искусстве"). Автобиография В. была издана в Москве в 1895. Лит.: Булгаков Ф., В. В. Верещагин и его произведения, СПб, 1905. А. Лебедев.
Верещагин, Василий Васильевич (1842 — 1904) Художник.
В 1887 сделал для Москвы рисунок пером — эскиз Нового Гостиного двора на Красной пл. по мотивам Коломенского дворца.
Принимал активное участие в проектировании собственной дачи за Серпуховской заставой, созданной по принципам хоромного строения.
В 1888 написал воззвание к Русским архитекторам с призывом изучать старинное русское зодчество и подражать ему в постройках.
Лит.: Московские ведомости, 1888, 1 мая; Кириченко Е. И., Архитектурные взгляды В. В. Верещагина//Архитектура и строительство Москвы, 1996, №3, с. 34—35.