Веприк Александр Моисеевич
(род. 1899) — композитор, преподаватель Московской консерватории.
По характеру своего письма примыкает к направлению музыкального модернизма с определенным уклоном в сторону использования в своем творчестве восточных мелодических элементов.
С другой стороны, чувствуется и близость В. к современной германо-австрийской школе, особенно А. Шенбергу.
В. причисляет себя к группе еврейских композиторов.
Сочинения В.: "Песня об умерших" для альта и фортепиано, 2 сонаты для фортепиано, "Кадиш" (еврейское надгробное песнопение) и др. Веприк, Александр Моисеевич род. 11 (23) июня 1899 в Балте Подольской губ., ум. 13 окт. 1958 в Москве.
Композитор и музыковед.
В 1914 окончил Лейпцигскую конс. по кл. ф-п. К. Вейдлинга, в 1923 — Моск. конс. по кл. композиции Н. Я. Мясковского (в 1918—1921 занимался в Петрогр. конс. по композиции у А. М. Житомирского).
Работал в Музо Наркомпроса в Петрограде, в 1925—1929 науч. сотрудник Главпрофобра, с 1929 — ГАИСа, в 1930—1932 действ. член ГАХНа и ГАИСа. В 1927 был командирован для ознакомления с постановкой проф. муз. образования в Австрию и Германию.
Участвовал в реорганизации сов. муз. образования.
С 1923 преподаватель, с 1928 доцент, в 1930—1943 проф. Моск. конс. по кл. спец. инструментовки.
Соч.: оперы — Токтогул (Фрунзе, 1940), Токтогул (совм. с А. Малдыбаевым, 1949); кантата — Народ-герой (1955); для хора и орк. — Проклятие фашизму (1944); для орк. — 2 симфонии (1931, 1938), Пляски и песни гетто (1927), Траурная песня (1932, 2 ред. изд. 1959), Пять маленьких пьес (1930), Песня ликования (1935, 2 ред. изд. 1959), Три пьесы на киргизские темы (1941), сюита из оперы Токтогул (1942, 2 ред. 1958), Пастораль (1946, 2 ред. изд. 1959), симфониетта (1948), 2 поэмы (1956, 1957), симф. пьеса (1958); для ф-п. — 3 сонаты (1922, 1924, 1928), Пляска (1927), Три народные пляски (1928), Детский альбом (1930); для скр. и ф-п. — сюита (1925); две пьесы для влч. и ф-п. (1934); для альта и ф-п. — Песни об умерших (1923), Рапсодия (1926); для кларнета и ф-п. — Строгий напев (1926); для хора а капелла — Песня о Котовском (сл. Э. Багрицкого, 1935), Киргизская песня (1950); для голоса и ф-п. — Кадыш (вокализ, 1925), 2 евр. песни (1926), 2 евр. нар. песни (1926), Снежинки (сл. Д. Бедного), На баррикадах (на сл. революционных песен 1905 года, 1932), Чангрийская песня (1937), 2 укр. песни (1943) и др. Лит. соч.: О методах преподавания инструментовки.
К вопросу о классовой обусловленности оркестрового письма.
М., 1931; Трактовка инструментов оркестра.
М., 1948, 2 изд. 1961; Очерки по вопросам оркестровых стилей.
М., 1948, 2 изд. 1961.