Вентцель Константин Николаевич
(род. 1857) — педагог, известный как один из крупнейших защитников свободного воспитания.
Цель истинного воспитания, по В., содействие беспрепятственному, цельному и гармоническому развитию ребенка, пробуждению в нем творческих сил и способностей.
Ребенок и взрослый равноправны и равноценны.
В "Декларации прав ребенка", составленной в 1917, В. полагает, что дети (во всяком возрасте) могут "выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться от своих родителей, если они окажутся плохими воспитателями". Основной путь развития творческой личности, по Вентцелю, — общественно-необходимый свободный труд и участие в строительстве всей жизни той трудовой "педагогической общины", которая должна заменить школу. Подобная идеальная община описана В. в книгах "Дом свободного ребенка", "Теория свободного воспитания и идеальный детский сад" и "Новые пути воспитания и образования детей". Считая важнейшей проблемой педагогики развитие воли (через производительный труд, игры и свободное общение со сверстниками и взрослыми), В. умственное воспитание строит на исследовательской деятельности.
Идеи В. оказали значительное влияние на советскую дошкольную педагогику 1917—21 гг., но это влияние не могло быть продолжительным, ввиду наличия элементов идеализма и индивидуализма в педагогической системе В., с одной стороны, и непонимания В. классовой природы всякой педагогики — с другой.
Вентцель, Константин Николаевич Род. 1857, ум. 1947. Педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания.