Вениамин Пуцек-Григорович
(Василий Григорьевич) — митрополит Казанский и Свияжский.
Родился в начале 18 века в Полтавской губернии в семье значкового товарища (чин унтер-офицера в казачьих войсках — прим. ред.) малоруского казачьего Лубенского полка. Окончил Киевскую духовную академию.
В 1733 году назначен учителем Казанской духовной семинарии.
В 1740 году пострижен в монашество.
С 1741 года — префект семинарии. 6 декабря 1744 года возведен в сан архимандрита Спасо-Преображенского Казанского монастыря и назначен ректором Казанской духовной семинарии.
Уже в годы преподавательской деятельности отец Вениамин отличался даром проповедничества и неоднократно по поручению епархиальной власти ездил в качестве миссионера к магометанам и инородцам-язычникам и в короткое время просветил большое количество татар, черемис, мордвы и вотяков, обратив их в христианство.
В 1746 году вызван на чреду священнослужения и два года находился в Санкт-Петербурге. 14 августа 1748 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. 2 марта 1753 года переведен епископом в Тверь и назначен членом Святейшего Синода.
С 2 апреля 1758 года — епископ Псковский.
С 15 сентября 1761 года — архиепископ Санкт-Петербургский и священноархимандрит Александро-Невской лавры. С 26 июля 1762 года — архиепископ Казанский и Свияжский. 26 января 1775 года возведен в сан митрополита. 17 марта 1782 года уволен на покой с правом управления Казанской Седмиезерной Вознесенской пустынью.
Скончался 21 июня 1785 года (по Строеву — 1783 года). Погребен в соборном храме (в нише с южной стороны) в Казанской Седмиезерной Вознесенской пустыни.
Мощи его, по свидетельству очевидцев, нетленны.
Деятельность преосвященного Вениамина на архиерейской кафедре началась в тот период, когда малороссийское духовенство имело в России монополию иерархической власти.
Но с самого начала царствования императрицы Екатерины II на высшие иерархические посты стали назначать воспитанников Московской духовной академии, а малороссы теряли свое прежнее значение.
С воцарением императрицы Екатерины II архиепископ Вениамин всего только один месяц продержался в Петербурге. 25 июля 1762 года он был переведен в Казань, как "черкасский" архиерей, неугодный Екатерине II, хотя в Указе говорилось, что он сам просил о переводе.
Архиепископ Вениамин, как пастырь смиренный, благочестивый и добродетельный, всякое место считал землею Бога и Его исполнением.
Ему и на сердце не приходила мысль о выгодах и невыгодах своего перемещения.
По отзыву Спасского архимандрита Платона (Любарского), который близко знал митрополита Вениамина, он был "нравом чистосердечен, незлобив, правдолюбив, строг с милостию, благочестив, к трудам звания своего охотен, щедр, наук и ученых людей любитель, в защищении своих подчиненных и прочих бедных старателен, обходителен, гостеприимен, во всем подлости нетерпящий — словом, всеми приличными сану его свойствами одарен". В случающихся бедствиях и напастях преосвященный Вениамин прибегал к помощи Пресвятой Богородицы.
В 1771 году для защиты от моровой язвы по его распоряжению была принесена в Казань из Седмиезерной пустыни чудотворная Смоленская икона Божией Матери, избавившая город от смертоносной болезни.
Архиепископу Вениамину пришлось испытать тяжесть ложного доноса.
Он был обвинен в сношениях с Емельяном Пугачевым.
Следственной комиссией по делу Пугачева ему было выражено недоверие, и он был оставлен под домашним арестом.
Но, как известно, во время пугачевского восстания архиепископ Вениамин рассылал по епархии послания против Пугачева и даже во время торжественного богослужения предал его анафеме.
Впоследствии обвинение с архиепископа Вениамина было снято, он был освобожден из-под стражи и вскоре возведен в сан митрополита.
Труды: Воззвание к народу во время пугачевского бунта // Казанские губернские ведомости. — 1844, №№ 36, 37. Слово на 25 день мая. — М., 1754. Увещательное послание к пастве // Православный собеседник. — 1859, 2, с. 205—210. Слово в публичном соборе Казанской гимназии 1775 г. — М., 1775. Письма Вениамина, архиепископа Казанского, к архимандриту Платону Любарскому // Русский архив. — 1871, № 1, с. 237—240. Литература: Никанор (Каменский), архиепископ.
Собрание сочинений. — Казань, 1909, с. 481. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. — Пг., 1916, с. 470. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713— 1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. — СПб., 1913. Благовещенский А. История Казанской духовной семинарии. — Казань, 1871, с. 37. Опатович С, священник.
История Санкт-Петербургской епархии // Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. — СПб., 1869—1885, т. 6, с. 92—94. Макарий (Миролюбов), архимандрит.
История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. — СПб., 1857, с. 127—133. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1401, 1406,1410,1411,1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 82. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 235, 242. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 265, 289, 294, 381, 444, 605. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 82. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 99. Труды Киевской духовной академии. — 1874, март, с. 4. Известия по Казанской епархии. — 1885, № 18, с. 599—600. — 1907, № 8, с. 242. Симбирские епархиальные ведомости. — 1898, № 12, с. 90. Исторический вестник. — 1885, февраль, с. 467. — 1888, август, с. 414, 415. Православный собеседник. — Казань, 1858, август, с. 583. — 1859, июнь, с. 203—210. — 1866, июль, с. 247. — 1867, январь, с. 60, 64. — 1874, июнь, с. 91, 95. — 1901, январь, с. 24—25. — 1905, июль—август, с. 481. — 1907, октябрь, с. 450. — 1909, ноябрь, с. 598. Русская старина. — 1870, т. 2, с. 505, 506. — 1875, май, с. 122. — 1876, апрель, с. 738. — 1879, август, с. 592; октябрь, с. 197. — 1883, ноябрь, с. 364, 366. Русский архив. — кн. 3, № 11, с. 506. Журнал Московской Патриархии. — 1958, № 9, с. 15. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 2, с. 1138,1633,1936, 2108, 2149. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 7, с. 711—712. Большая энциклопедия.
Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 4, с. 642. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 5-а, с. 920.