Веневитинов Дмитрий Владимирович
поэт, р. 1805 г. 14 сент., † в СПб. 15 марта 1827 г. {Половцов} Веневитинов, Дмитрий Владимирович (1805—1827) — поэт-философ.
Род. в Москве, в богатой дворянской семье; дом его матери славился в Москве как артистический салон. Первыми опытами В. являются переводы из Вергилия и Горация.
Более зрелые произведения относятся к 1822. Тогда же В. стал посещать Московский ун-т. В 1825 он поступил в Московский архив коллегии иностранных дел, откуда в конце 1826 перевелся в Петербург.
Преждевременная смерть не дала В. возможности развернуть своих способностей, и его наследие заключает лишь несколько десятков оригинальных и переводных поэтических произведений и несколько философских набросков и критических статей.
Значение В. в том, что он явился представителем философского течения в рус. поэзии, как Боратынский, позднее Ф. И. Тютчев и В. С. Соловьев.
Будучи приверженцем философского идеализма Шеллинга, В. должен быть признан первым поэтом "философского романтизма" на русской почве. Наряду с темами романтической грусти и русской старины, значительное место в поэзии В., а тем более в его философских рассуждениях, занимают проблемы "золотого века", к которому "стремится история человечества", взаимоотношений философии и искусства и, в особенности, тема поэтического призвания и служения.
В стороне от этого круга стоит тема безнадежной любви и преждевременной смерти, вызванная в творчестве В. обстоятельствами его личной жизни и получившая в его стихах модную в то время байроническую окраску.
Фактура стиха (преимущественно четырехстопного ямба) у В. не очень богата и мало чем выделяет его из общего ряда поэтов 20-х гг. Придерживаясь в области политических взглядов неопределенного либерализма (тема "свободы" подчас мелькает в стихах В.) и отдавши дань общественному порыву в преддекабрьские дни 1825, В. и его друзья ("архивные юноши") — кн. В. Ф. Одоевский, H. M. Рожалин, И. В. Киреевский и другие — преимущественно интересовались проблемами философскими, разрешая их в духе Шеллинга и ставя во главу угла "самопознание". В. был вдохновителем содружества "любомудров", повлиявшего, по мнению некоторых исследователей, на миросозерцание Пушкина; в кружке этом формировались мнения, легшие в основу учения славянофилов.
Когда славянофильская группа в 1826 затеяла издание журнала "Московский Вестник", В. принял в нем самое деятельное участие.
Крупнопоместный дворянин по происхождению, воспитанию и общественной среде, В. отобразил в своих теоретических взглядах и творчестве настроения и идеологию московского культурного барства, переходившего, после крушения декабризма, к романтическому прекраснодушию и славянофильскому национализму.
Лучшим изданием сочинений В. является редактированное А. П. Пятковским (1882). Лит.: Пятковский А. П., Кн. В. Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, СПб, 1901; Бобров Е., Литература и просвещение в России 19 века, тт. I и II, Казань, 1901—02; Замотин И. И., Романтизм 20-х годов XIX столетия в русской литературе, Варшава, 1903, 2-е изд., 2 тт., СПб, 1911—13; Котляревский Н. А., Старинные портреты, СПб, 1907; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма.
Кн. В. Ф. Одоевский, т. I, M., 1913; Фатов Н., Любовь и смерть Д. Веневитинова, "Русский Фил. Вестник", № 3—4, 1914; Литературный Музеум, I, под редакцией А. С. Николаева и Ю. Т. Оксмана, Петроград, 1921 (цензурные материалы о Д. Веневитинове);
Стратен В. В., Д. В. Веневитинов и "Московский Вестник", "Известия 2 Отделения Российской Академии Наук", 1924, т. XXIX, Ленинград., 1925. И. Троцкий.
Веневитинов, Дмитрий Владимирович [1805—1827] — поэт. Из старинной и богатой дворянской семьи. Рос в атмосфере независимого, крупного московского барства.
Получил хорошее домашнее образование.
Слушал лекции в Московском университете.
По сдаче университетских экзаменов поступил на службу в Архив коллегии иностранных дел. На почве увлечения философией Шеллинга стал вместе с кн. В. Ф. Одоевским во главе первого русского философского кружка "любомудров", к которому примыкали многие товарищи и сослуживцы В. (так наз. "архивные юноши"). Наряду с философией члены кружка занимались литературой, усматривая в ней наиболее верное средство к личному и национальному "самопознанию". Пушкин, по возвращении из ссылки [1826], сблизился с В., которому он приходился дальним родственником, и его друзьями — представителями московской "лит-ой аристократии", одинаково враждебной и охранительным тенденциям стародворянского классицизма и стремительному "романтизму" издателя "Московского телеграфа", "купца" Полевого.
При ближайшем участии Пушкина В. и его друзьями начал издаваться с 1827 журнал "Московский вестник" (см.), в основу которого была положена написанная в духе "любомудрия" программная статья В. — "Несколько мыслей в план журнала". Ранняя смерть В. помешала ему развернуть свои блестящие дарования.
Лит-ое наследие его невелико: около сорока оригинальных и переводных стихотворений, несколько лирико-философских отрывков в прозе, набросок романа, три-четыре критических статьи (среди последних статья о 1-й главе "Евгения Онегина" была высоко оценена самим Пушкиным).
В своих теоретических высказываниях В. — убежденный проповедник изучения немецкой литературы, в частности Гете, противопоставляемого им "условным оковам и невежественной самоуверенности французов", и первый в России теоретик "философского романтизма". Однако воплотить эти начала в своем поэтическом творчестве В. удалось в слабой степени: полного расцвета на русской почве они достигают значительно позднее в философской лирике Тютчева (см.). Культ дружбы, страстной любви, поэзии и поэта, противопоставляемого "толпе бездушной и пустой", — таковы наиболее типичные мотивы стихов В., по своим чисто стиховым качествам весьма примечательных для двадцатилетнего поэта, но в общем не выделяющих его из общего русла поэзии 20-х гг. Не остался В. чужд и вольнолюбивым тенденциям эпохи декабристов в окраске зачаточного славянофильства (стихотворение "Новгород"), однако они также не получили в его творчестве значительного развития.
Обстоятельства личной жизни — безнадежная влюбленность, обаяние, которое оказывал он на своих друзей писателей, безвременная смерть — все это окружило его особым романтическим ореолом, сделало живой легендой русской литературы.
Этому, а также тем обещаниям, которые подавал высокоодаренный юноша, больше чем осуществлениям, обязан он широкой известностью, какою пользовались его имя и его поэзия.
Библиография: I. Полн. собр. сочин., под ред. Пятковского, СПб., 1862 (лучшее из имеющихся изданий).
Неизданные стихи В. опубликованы в газ. "День", СПб., 1913 (приложение к № 219) и журн. "Солнце России", № 26/177, СПб., 1913 и "Русская старина", апрель, СПб., 1914. II. Кошелев А. И., Литературные записки, Берлин, 1884; Барсуков Н., Жизнь и труды Погодина, СПб., 1888—1899 (см. по указателю при последнем XXII т.); Пятковский А. П., Кн. Одоевский и Веневитинов, 3-е изд., СПб., 1901; Бобров Б., Литература и просвещение в России XIX в., т. I, Казань, 1901; Котляpевский H., Старинные портреты, СПб., 1907; Бобров Е., Философия в России, сб. II и Известия отделения русск. яз. и словесн., т. XV, кн. 1, СПб., 1910; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, кн. В. Ф. Одоевский, т. І, М., 1913; Шпицеp С., Материалы для биографии Веневитинова, "Голос минувшего", № 1, 1914; Оксман Ю., Цензурные материалы о Веневитинове, "Лит-ый музеум", I, П., 1921; Стратен В. В., Веневитинов и "Московский вестник", Известия отделения русск. яз. и словесн.
Р. А. Н., т. XXIX, Л., 1924. Д. Благой. {Лит. энц.}