Васильев Василий Михайлович
— певец-тенор Императорских Петербургских театров (род. 1837, ум. 1891), воспитывался в Петербургском театральном училище под руководством проф. Риччи. С 1858 г. Васильев пробыл на сцене с лишком тридцать лет и исполнял теноровые партии в 60 операх. {Брокгауз} Васильев, Василий Михайлович (сцен. псевд. Васильев 2-й) [19 (31). 12.1837 [в нек-рых источ. 27.12.1837 (8.1.1838)], Петербург — 8(20). 4.1891, там же] — арт. оперы (тенор) и конц. певец. Пению обучался у Ф. Риччи в Петерб. театр. уч-ще, по окончании к-рого в 1857 был принят в труппу петерб.
Мариинского т-ра (дебютировал в 1858 в партии Гвальдеро в опере "Цыганская девушка" М. Балфа), где пел до 1891. В нач. сцен. деят-сти выступал в лирич. партиях и часто заменял Ф. Никольского.
Актер. дарование проявилось гл. обр. в характерных партиях. 1-й исп. партий: Ивана ("За богом молитва, за царем служба не пропадает"), Нукера ("Аммалат-Бек"), Васи ("Вражья сила"), Шуйского ("Борис Годунов", 2-я ред.), Басманова ("Опричник"), Фра Паоло ("Анджело", 1-я ред.), Товкача ("Тарас Бульба" В. Кюнера), Роберта де Жумьежа и Английского вестника ("Гарольд"), Матуты ("Псковитянка", 1-я ред.), Чекалинского ("Пиковая дама"), Бобыля ("Снегурочка"), Паисия ("Чародейка"), Панаса ("Кузнец Вакула"), 1-го кавалера ("Жуан"), 1-го гостя ("Каменный гость"), Пания ("Сарданапал"); на рус. сцене — Али ("Наида"), Герцога ("Риголетто", на итал. яз.), Родериго ("Отелло" Дж. Верди), Гонца ("Аида"), Фентона ("Фальстаф"), Иона ("Иоанн Лейденский"), Ремендадо ("Кармен"), Вагнера ("Мефистофель"), Бонволио ("Ромео и Джульетта"), Генриха-Птицелова ("Лоэнгрин"), Генриха ("Тангейзер"). Лучшая партия: Баян. Др. партии: Самозванец, Мисаил, Винокур.
Партнеры: М. Каменская, И. Мельников, О. Петров, Ю. Платонова, О. Палечек, В. Рааб. Пел п/у К. Кучеры, Э. Направника, П. Чайковского.
В 1871 — 79 выступал в симф. концертах (п/у Э. Направника).
В репертуаре — сольные партии в опере-оратории "Осуждение Фауста" Г. Берлиоза, "Странствии Розы" Р. Шумана, кантате "Первая Вальпургиева ночь" Ф. Мендельсона, "Венгерской коронационной мессе" Ф. Листа, 9-й симфонии Л. Бетховена, во 2-й ч. оратории "Потерянный рай" А. Рубинштейна.
Лит.: Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века 1857—1872. — Л., 1971. С. 37. 270, 271.