Ванчугов Василий Викторович

(р. 24.10.1964) — спец. по истории рус. филос.; канд. филос. наук, доц. Окончил филос. ф-т МГУ (1991), асп. того же ф-та (1994). С 1995 ведет науч.-пед. работу на кафедре истории филос. Рос. ун-та Дружбы народов: ст. преп., доц. (с 1996). Канд. дисс. — монография "Очерк истории философии “самобытно-русской”" (М., 1994). Разрабатывает направление в науке и искусстве, к-рое называет филос. эксцентрикой.

Нек-рые тезисы данного направления были изложены им в эссе "Введение в эксцентрическую философию" (Волшебная гора. 1995. № 3; 1996. № 4), Согласно позиции автора, филос. эксцентрика — движение к высшему смыслу в условиях произвольного создания предельно "бессмысленных" ситуаций.

В таких ситуациях происходит освобождение от гнета совр. парадигм и магии традиции, хотя это обретенное состояние может маркироваться сооб-вом как науч. или соц. маргинализация.

Тексты, созданные по принципам филос. эксцентрики при сохранении контрапункта логического трактата, содержат комические приемы в передаче традиции, включая метафиз. проблематику.

Эксцентрическо-филос. умонастроение определяло не только его лит. опыты, но и в какой-то мере программу написания ряда монографий по истории филос. в России.

История филос. в России излагается им в контексте "провокационных" и "маргинальных" тем: "нац. своеобразие", "женщины в философии", "философия города". Выбирая для самовыражения жанр ист.-филос. иссл., эксцентрич. философ ориентируется не на производство самодостаточных и универсальных филос. систем, а на создание ситуации "соборности понятий", к-рая в равной степени будет плодотворной для гуманит. наук, благодатной для искусства и приемлемой для обыденного сознания.

В, этом "соборе" сосуществуют методологии из самых разных сфер — из филос., богословия, психол., живописи и т.д., что создает предпосылки для новых способов самовыражения и осмысления действительности.

Это состояние "соборности понятий", для обозначения к-рого В. вводит неологизм "транссоборность", позволяет, с т. зр. В., создать как гротескные, так и общественно значимые ("социально полезные") варианты гносеологии, эстетики, этики, филос. политики.

Самое архаичное в транссоборности — стремление к истине, но для реализации этого замысла эксцентрической филос. используются приемы, совокупность к-рых можно определить как рус. постмодерн.

Вед. роль в осуществлении акций (филос., лит., полит.) отводится не столько гуманитар, методол., к-рые понимаются как способ адаптации к прошлому и настоящему, прививаемый науч. сооб-вом, сколько воле, а существенным определением и проявлением воли являются как "произвольность" в отборе фактов и идей, так и высокая производительность в комбинаторике понятий, порождающая новый универсум.

Соч.: Очерк истории философии "самобытно-русской". М., 1994; Женщины в философии (из истории философии в России XIX — нач. XX вв.). М., 1996; Москвософия & Петербургология.

Философия города.

М., 1997; Философский комментарий на эскиз памятника B.C. Соловьеву скульптора Евдокимова // Волшебная гора. 1995. № 3; Фантазии о философии будущего (из русской и зарубежной фантастики XIX—ХХвв.) // Там же. 1996. № 4.