Ван дер Вейде Наталия Васильевна
(Ван дер Вейде — сцен. псевд.; урожд. Чернушевич; по мужу Туманская) (1870, Петербург — 1958) — арт. оперы (лирико-драм. сопрано).
Образование получила во франц. пансионе Норман в Петербурге.
С раннего детства играла на ф-п., позднее брала уроки музыки у проф. Петерб. конс. Г. Кросса.
Пению обучалась в 1889—93 в Петерб. конс., затем в Казани у Л. Люценко, позднее на протяжении 3-х лет в Петербурге у В. Полянской.
К этому периоду относятся первые выступления певицы в концертах.
С. Мамонтов, пригласил ее в свою оперу (дебютировала в партии Наташи — "Русалка" А. Даргомыжского, 4 апр. 1 899 в Большом зале Петерб. конс.; в этом спектакле пела с Ф. Шаляпиным).
В 1900 пела в моск. т-ре "Фарс" (сад "Аквариум", Общество рус. оперных артистов под упр. М. Лентовского).
В 1901—02 выступала в антр. М. Салтыкова.
В 1903—05 солистка моск. Большого т-ра. Гастролировала в Житомире, Кишиневе, Симбирске и др. городах, где пользовалась огромным успехом.
Обладала мощным голосом широкого диапазона и красивого тембра, музыкальностью и сцен. темпераментом. 1-я исп. на рус. сцене партии Тани ("Сибирские охотники").Лучшая партия — Юдифь ("Юдифь" А. Серова).
Др. партии: Антонида, Горислава, Ярославна ("Князь Игорь"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Рогнеда ("Громобой"), Маша ("Дубровский"), Мария ("Мазепа" П, Чайковского), Лиза ("Пиковая дама"), Наталья ("Опричник"), Татьяна, Земфира ("Алеко" С. Рахманинова), Ноэми; Донна Анна ("Дон Жуан"), Маргарита ("Фауст"), Алиса ("Роберт-Дьявол"), Инесса ("Африканка"), Рахиль ("Жидовка"), Эльвира ("Эрнани"), Леонора ("Трубадур"), Аида, Амелия, Валентина, Норма, Сантуцца, Недда, Селика, Елизавета ("Тангейзер"), Венера, Брунгильда ("Валькирия" и "Зигфрид"). Партнеры: П. Богатырев, Е. Збруева, В. Петров, Е. Стефанович, Ф. Шаляпин, Н. Шевелев, Д. Южин. Пела п/у И. Альтани, И. Труффи.
Записывалась на грампластинки.
Лит.: Русский театр. Вып. 1, 2./ Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. С. 30—31.