Вайтер А.
(псевдоним Айзика Мейера Девенишского) — еврейский писатель.
Род. 1878 в Литве, убит 20/IV 1919 в Вильно, во время военного погрома, польскими офицерами.
До 18 лет учился в иешиботах Литвы. В 1898 вступил в Бунд и под кличкой "тов. Арон" работал в Виленской организации; принимал видное участие в ряде издании Бунда; играл руководящую роль в революционных выступлениях в Вильно в октябре 1905. Неоднократно подвергался аресту, год просидел в Бутырской тюрьме (1904), дважды был ссылаем в Сибирь (1902—1904 и 1912—1915). После поражения революции 1905 В. отошел от рабочего движения, отдался литературе, написал драмы — "На заре", "В огне" и "Немой", где отразились упадочные настроения отошедшей от революции еврейской интеллигенции.
Драмы Вайтера, а также организованный им сообща с еврейскими критиками Нигером и Гареликом первый по-европейски поставленный художественный журнал "Monat Schriften" сыграли значительную роль в оформлении сознания националистической еврейской интеллигенции, идейным вождем которой В. становится в этот период.
Февральскую революцию 1917 он уже встречает как вполне оформившийся контрреволюционер; к Октябрьской революции В. конечно отнесся резко враждебно.
В еврейской литературе В. имеет значение по форме своих писаний как один из первых модернистов; по содержанию, он — выразитель изменчивых настроений интеллигенции.
Вайтер, А. [1878—1919] (литературный псевдоним Айзика Мейер-Девенишского) — еврейский писатель.
Род. в Литве. Убит пилсудчиками в Вильно во время военного погрома.
Получил традиционное еврейское религиозное воспитание в хедерах и ешиботах.
Только 18 лет приобщился к светской культуре.
Развившееся к тому времени еврейское рабочее движение захватило его: он стал активным членом "Бунда", редактировал ряд изданий последнего.
В 1899 был арестован за перевозку нелегальной литературы.
В 1901 В. отбывал заключение в Бутырках, в 1902—1904 и 1912—1915 был в ссылке.
В., или "товарищ Арон" — как его звали в партии — сыграл большую роль в революционных событиях в Вильно в октябре 1905. После поражения революции 1905 начался отход В. с социалистических позиций на националистические.
Этот отход выражен в его драмах: "На заре", "В огне" и в особенности в драме "Немой", в которой он приветствовал возвращение к синагоге еврейской интеллигенции, разочарованной в революции, и утверждал национально-религиозный быт. Драмы В., организованный им сообща с Ш. Нигером и Ш. Гореликом журнал "Literarische Monat-Schriften", его программная статья "Тоска по гениальности", где он пытался доказать, что еврейский гений преимущественно — гений религиозной мысли,-все это являлось оформлением сознания националистически настроенной еврейской интеллигенции в годы реакции.
В., в произведениях которого публицистика превалировала над художественным творчеством, сыграл значительную роль в утверждении модернизма в еврейской литературе.
В годы своей последней ссылки он начал роман "У шамана", оставшийся незаконченным, и перевел "Детство" М. Горького на еврейский язык. Февральскую революцию В. встретил с большим равнодушием, а к Октябрьской — отнесся глубоко враждебно.
Библиография: I. Произведения Вайтера были изданы в Вильно, в 1909—1910 и в 1925 (изд. Б. Клецкина). II. Литваков M., "In Umru", M., 1926; Сборник "Еврейская мысль", т. I, П., 1922, статья о Вайтере.
И. Н. {Лит. энц.}