Утин Евгений Исаакович
(умер 9 августа 1894 года в селе Верхняках Волынского уезда) — присяжный поверенный, писатель-журналист.
Некролог На днях в Волынской губернии скоропостижно скончался один из выдающихся петербургских присяжных поверенных Евгений Исаакович Утин. Покойный, окончив курс в С.-Петербургском университете, долго путешествовал по Европе и затем, возвратившись в Россию, стал заниматься адвокатурой.
На этом поприще он быстро выдвинулся и занял среди присяжных поверенных выдающееся положение.
Евгений Исаакович Утин известен был и как писатель: он принимал деятельное участие в "Вестнике Европы", где напечатал целый ряд политических и критических статей, как, напр., о сочинениях Решетникова, Салтыкова (Щедрина) и проч. Кроме того, покойным была издана книга о Румынии и Болгарии.
Прекрасно образованный, много читавший, он был ценным собеседником и человеком, отзывчивым на всякое доброе дело. ("Новое Время", 1894, № 6629). Памяти Е. И. Утина Недавно газетные телеграммы возвестили о смерти известного публициста Е. И. Утина. Смерть эта только потому мало возбудила толков в обществе, что покойный журналист писал не особенно часто и через довольно продолжительные промежутки.
А между тем для всякого, кто следил за его литературной деятельностью, потеря его является весьма ощутительной.
Это один из редких писателей, обладавших, кроме несомненного, яркого таланта, цельным мировоззрением и умением стройно, последовательно и упорно проводить излюбленные им идеалы.
Е. И. Утин выступил на журнальном поприще более двадцати пяти лет тому назад. Литературная деятельность его проявлялась едва ли не исключительно в "Вестнике Европы". С первых же своих статей, помещенных в этом журнале, он выступает с определенными общественными взглядами, которым он остался верен до конца жизни. Начав с ряда статей о заграничной жизни, Утин вскоре за тем обратился к русскому быту, к русской литературе.
В статье "Современные мудрецы", помещенной в январском номере "Вестника Европы" 1869 г., Утин сосредоточил главное внимание на всюду выступающей в пьесах Островского борьбе двух сторон — угнетающей и угнетенной.
Следя за движением нашей общественной жизни и мысли, публицист, рассматривая появившуюся в этом сезоне комедию "На всякого мудреца довольно простоты", нашел в ней удачный образ представителя нового течения — Глумова.
То было время, когда, после светлого момента реформ, наступило затишье, когда, вслед за людьми высоких планов и задач, в обществе выступили ловкие дельцы и "мудрецы" нашего века. Вскоре после появления этой статьи Утин выступил с другой — "Литературные споры", от которой уже не веяло пессимизмом его первого литературного детища.
Среди мрака и тьмы, окутавших так неожиданно нашу жизнь, он нашел один уголок, доставлявший ему отрадные надежды на грядущее будущее.
Этот уголок — наша литература.
И он с глубокой симпатией приветствовал новых молодых писателей, на долю которых выпала завидная задача: следить и отмечать движение новой силы, выступившей после 19-го февраля 1861 г. на арене нашей жизни. Он радовался, указывая на то искреннее и глубокое усердие, с которым наши художники принялись изучать многомиллионный народ. В следующей своей статье "Задача новейшей литературы" Утин еще подробнее разъясняет новые задачи, выпавшие на долю наших беллетристов.
При этом он указал на разницу между этими писателями и их предшественниками, выступившими в сороковые годы. У тех была цель — защитить народ, отметить его лучшие стороны, чтобы тем самым завербовать как можно больше врагов крепостного положения.
Теперь задача иная. Теперь защищать народ от господской тирании было не нужно. Идеализация народа, полезная для прежнего времени, была бы только вредна для новой эпохи. Необходимо соблюдать строгое беспристрастие, несмотря ни на какие личные симпатии, и выставлять крестьянскую среду такой, какова она на самом деле, со всеми ее достоинствами и со всеми недостатками.
Скрывать пороки нет основания, потому что они не иное что, как продукт крепостного права, и с падением его начнут постепенно исчезать, если не помешают тому те или иные условия.
С 1870 г. наш публицист опять посвящает себя исследованию главным образом западной жизни, ее социальных и политических недугов, ее настоящих и прошедших ошибок, несчастий, поражений и побед. Он и тут сосредоточивает свое главное внимание на борьбе двух начал: свободы и угнетения.
И о чем бы он ни говорил, вы всюду чувствуете, что автор принадлежит всем сердцем и душой русской стране, болеет ее скорбями и не забывает ни на миг о ней. Каждая его статья, — касается ли она политической и социальной жизни Германии, Франции, Англии, Болгарии, — невольно наводит нас на размышления о собственной родине, на интересные сравнения и параллели, невольно заставляет задуматься о будущих судьбах и настоящих задачах русской жизни. Статьи эти написаны горячо, увлекательно, красноречиво и образно.
Своим метким, остроумным стилем он, по справедливому замечанию одного из рецензентов "Русских Ведомостей", дававшего отчет об одной его книге, напоминают блестящего художника языка, Шерра. Большой очерк о Людвиге Берне написан автором с сознанием великого поучительного значения этого писателя для людей нашего времени и нашей страны.
Берне уделил много места в своих сочинениях глубокому, верному и благородному разъяснению основных понятий об условиях нормальной социальной жизни народа, а это-то и есть, по мнению Утина, те самые начала, которые находятся у нас пока в младенческом состоянии. "Идеи и начала, проповедуемые Берне, — говорит автор, — давным-давно перешедшие в действительность на Западе, составляют у нас еще в большей части случаев мечту, для осуществления которой мы не имеем ни достаточно силы, ни достаточно нравственного развития". Лучшие страницы статьи Утина посвящены выяснению той проповеди свободы и справедливости, которую неутомимо вел немецкий публицист-сатирик.
В статье Утина удачно освещается та благотворная мысль, что даже в самое смутное время, в разгар вопиющих гонений и преследований живого слова и живой мысли, человек энергичный и мужественный может смело и с успехом вести борьбу, — лишь бы не унывал, не падал духом, а бодро и уверенно шел вперед.
Статья Утина, это — бодрящий призыв к неутомимой деятельности и честному служению своей родине.
Не менее поучительна и обширна статья, помещенная в 1872 г.: "Англия в книге Тэна". Характеризуя классическую страну свободных учреждений, автор затрагивает два важных вопроса.
В то время, как во всех странах Запада замечается сильное брожение политической мысли, в то время как там верховная власть не имеет ни минуты покоя для отражения тайных и явных врагов, две счастливых страны — Америка и Англия, — живут спокойно, нисколько не опасаясь за целость и сохранность своего государственного строя. Автор объясняет это тем, что у той и другой страны имеется прочная конституция, покоящаяся на началах свободы слова и мысли, отведенных для представителя любой партии, любого толка. Предоставленный каждому гражданину простор для пропагандирования своих идей устраняет у него всякую мысль о каком бы то ни было насильственном способе борьбы.
От изучения государственного устройства Англии и одного из интереснейших моментов политической жизни Германии покойный публицист перешел к исследованию одной из знаменательных эпох, пережитых французским народом.
В 1880 и 1881 году была помещена его статья "Конституционализм и А. Тьер". Здесь описывается июльская монархия и в ярких красках обрисовывается борьба между двумя началами, между остатками старого порядка и новыми принципами.
Автор метко характеризует буржуазную партию, представителем которой был министр Казимир Перье. Средства, выбранные им для достижения своих целей, были очень просты.
Они заключались в настойчивом и бесповоротном преследовании всех и каждого, кто выражал протест против произвольных действий правительства.
Все, что не нравилось Перье, он стремился раздавить, оправдываясь тем, что он должен побороть анархию, которая, как bete noire, всюду преследовала его и которую он видел везде и во всех. Каждая смелая мысль, каждое независимое слово, каждое напоминание о необходимости большего простора, большей свободы казалось ему проявлением духа анархии, который он призван уничтожить.
Он стремился создать такую правительственную власть, которая железным кольцом обвила бы всю Францию и заставила бы притаить ее дыхание.
Он выражал эту мысль словами: "Франция должна чувствовать, что она управляется". И автор показывает, что система устрашения достигла результатов, прямо противоположных тем, на которые рассчитывал Казимир Перье. Она только увеличила количество врагов и ненавистников того государственного строя, защитником которого он так неудачно выступил.
Два года тому назад наш автор вновь вернулся к французской истории и дал статью о первом десятилетии республики, олицетворением которого служил знаменитый борец против наполеоновской империи, этого режима, основанного на насилии и попрании народных прав. Статья озаглавлена славным именем: "Гамбетта". Отдельными книгами изданы только две работы покойного публициста: "Письма из Болгарии в 1877 году" (1879) и "Вильгельм I и Бисмарк" ( 1892). Последняя книга, рисующая мастерскою кистью две крупные фигуры нашего века, опять приводит нас к созерцанию битвы, поднятой королевской властью и народным представительством.
Автору нужно было запастись огромной дозой честного и трезвого беспристрастия, чтобы суметь оценить огромные силы "железного графа", этого заклятого врага тех социальных и политических принципов, которые выступили на смену старым традициям отжившего феодализма.
И он отмечает необыкновенную силу воли и могучий характер германского канцлера.
Он его выставляет великим дипломатом, хотя не без горечи заявляет, что этим человеком были устранены из области политики всякие нравственные принципы, как неуместный тормоз делу. Блестяще изложив биографию Бисмарка, он сумел отметить, что этот некогда безрассудный дуэлист, сохранивший от студенческих годов много ран на теле, посвятил всю свою жизнь всевозможным поединкам, а всего чаще вызывал на бой принципы конституционализма, католицизма и социально-демократической партии, но эти три последние дуэли увенчались полным неуспехом.
Гениальный дипломат был самым заурядным министром в области внутренней политики и с усердием, достойным более полезного дела, фанатически защищал неприкосновенность королевской власти даже против самого короля.
Любопытные страницы посвящены истории социально-демократической партии, с самого ее возникновения.
Автор указывает на необычайно быстрый рост этой партии и с большим искусством описывает ее борьбу с Бисмарком.
По мнению Утина, сношения германского императора с Лассалем оказали свое влияние на Бисмарка, и одним из его результатов было примирение последнего с демократическим принципом всеобщей подачи голосов.
Мастерски написана также характеристика императора Вильгельма I. Другая книга Утина — "Письма из Болгарии" — дает много интересного относительно этой страны и опять затрагивает важные общие вопросы.
По поводу вопроса о том, какого гражданского управления достойна Болгария, автор подымает вопрос: нужна ли особая высота национального развития для того, чтобы принять с пользой для себя ту форму государственного устройства, которая называется "представительным правлением". Всматриваясь во взаимные отношения между нами и нашими "братушками", автор обсуждает небезынтересный для нашей страны вопрос о том, что может создать прочную симпатию между одним и другим народом.
Интересные страницы посвящены в книге Утина русской молодежи, русским женщинам на театре войны. Все они шли по призыву бескорыстного чувства любви к родине, не думая о тяжелом, часто непосильном труде, не помышляя об опасности сделаться жертвами тифа и других заразительных болезней.
Облегчить безмерные страдания наших солдат и офицеров — вот что было единственным побуждением в их поездке на чужбину.
Великие заслуги сестер милосердия, студентов и студенток представляют собой, по словам автора, едва ли не единственную сторону пережитой войны, относительно которой не существует двух мнений.
Самоотверженность, энергия, жажда деятельности — вот те качества, которые так разительно проявила молодежь в этой войне. Нельзя не пожелать, чтобы талантливые этюды и очерки Е. И. Утина были собраны и изданы в память его полезной журнальной деятельности: такое издание будет приятным и поучительным приобретением для читателя. ("Русские Ведомости", 1894, № 244). В. Ермилов.
Библиография Его: Вильгельм I и Бисмарк.
Исторические очерки.
СПб., 1892. Письма из Болгарии в 1877 году. СПб., 1879. Из литературы и жизни. 2 т., СПб., 1896. О нем: "Вестник Европы", 1894, кн. 9, с. 432—436; кн. 10, с. 803—905. "Новое Время", 1894, № 6629. "Русские Ведомости", 1894, № 244. "Исторический Вестник", 1894, кн. 10, с. 309—311.