Ушаков Семен Федорович
(впоследствии Пимен) — знаменитый царский иконописец; родился 1626 г.; состоял при Оружейной палате, где делал рисунки для граверов-серебреников, украшавших резьбою и гравировкою царскую серебряную посуду.
В Московском публичном музеуме есть его рисунок пером "Зосима и Савватий", приготовленный для гравирования и свидетельствующий о большом искусстве его в этом деле. Подробная биография Ушакова, как иконописца, помещена Ю.Д. Филимоновым в Сборнике Древнерусского Искусства (с отличными рисунками с его икон). В моих Русских Граверах 1870 г. указаны только его рисунки, по которым гравировали: Трухменский (царь Давид, 1680 года, заголовок для Вечери душевной, 1683 г. и Житие Иасафа Царевича) и Андреев (Христос с крестом); с тех пор отысканы его собственные офорты; таких в моем собрании два, с его подписью: 1. Отечество, т. е. Бог Отец и Иисус Христос с державой и Евангелием, сидящие на херувимах, и Св. Дух над ними, в виде голубя.
Внизу подпись: "зрод*** год начертал Симон Ушаков" (1666 г.). Такой же экземпляр есть y Ф.И. Буслаева 11.2 х 8.9?. 2. Семь смертных грехов.
На картинке представлен нагой грешник, ползущий на четвереньках; руки и ноги его скованы цепями; верхом на нем сидит бес и погоняет его плетью.
На глазах грешника повязка, a c боков две корзины, из которых в одной находятся: собака, змея, козел и павлин; a в другой: медведь, лягушка и лев, означающие семь смертных грехов: зависть, скупость, блуд, объядение, гордость, уныние и гнев; справа вечный огонь, a вверху и слева выписки из Апокалипсиса.
Внизу, в особом клейме, подпись мастера: "Сию дщи | цу начертал | зограф пимин | Феодоров сын | Зовомыи Симон | оушаков лета | ***зрог" (1665). См. подробнее в моей книге: Русские Народные Картинки;
СПб., 1881. III. 158. Превосходный экземпляр этого редчайшего листа находится в моем собрании.
В собр. Олсуфьева есть другой, выпечатанный, экземпляр.
Оба эти листа представляют капитальные страницы в нашей гравюре XVII века; Ушаков виден в них не только как иконописец, но и как хороший рисовальщик.
В семи смертных грехах очень хорошо выполнены мелкие фигуры грехов, — лев, медведь, собака и т. д. и сидящий на грешнике бес; нагое тело грешника, ползущего (в ракурсе) на зрителя, нарисовано верно; руки и ноги представляют до некоторой степени академическую правильность [Впрочем, по всей вероятности, рисунок этой картинки заимствован с иностранного образца.]. В старину такой рисунок назывался фряжским.
Уже с половины XVII века русские иконописцы стали отступать от иконописных правил и писать иконы "по живописному". Причины этому понятны: царь Михаил Феодорович, a после и царь Алексей Михайлович постоянно вызывали живописных мастеров из Европы, a в 1643 году при Оружейной палате находились постоянные "живописного дела мастера". Корму и жалованья царского эти фряжские живописцы получали против русских иконописцев вдвое, с другими преимуществами.
Это, конечно, побуждало русских иконописцев подражать им, тем более что только немногие поборники старины [Как говорит изограф Иосиф в своем письме к Симону Ушакову: "что застарело того и держатся, a еже что от давна потрачено и обетшало, от сего наипаче выну приемлют старину и смуглость похваляти".] продолжали стоять за письмо в иконном пошибе, большинство же публики требовало икон живописных в так называемом фряжском пошибе.
Одним из таких нововводителей фряжского пошиба был и Симон Ушаков; впрочем, ввиду разнородных требований заказчиков, и Ушаков, и прочие иконописцы писали одновременно и по-иконному и в фряжской манере, как кому нравилось.
Слово "начертал" должно понимать "начертал иглой по лаку, для травления крепкой водкой" и не смешивать его с словом "знаменил", т. е. рисовал.
Поэтому я склонен отнести к гравированным работам Ушакова еще два листа из "Жития Варлаама и Иасафа Царевича" (Москва, 1681), помеченные такою же подписью; a именно: 3. Заглавный лист с аллегорическими фигурами и подписью: "Начертал Симон Ушаков". 4. Изображение Варлаама, беседующего с Иасафом Царевичем; здесь подпись: "Начертал Симон Ушаков 7188 года. Афонасе Трухменъской" должна обозначать, кажется мне, что офорт делал Ушаков, a резцом прошел его Трухменский.
Поэтому оба эти листа помещены в Словаре и под именем А. Трухменского. {Ровинский}