Туренков Алексей Евлампиевич
род. 21 янв. 1886 в Петербурге, ум. 27 сент. 1958 в Минске.
Композитор.
Засл. деят. иск. БССР (1940). В 1911—1914 учился в Петерб. конс. по кл. композиции А. К. Лядова и Н. А. Соколова.
В 1918—1934 преподаватель теоретич. предметов в Гомельском муз. техникуме и муз. школе. С 1934 в Минске.
Соч.: оперы — Цветок счастья (Минск, 1940), Пограничники (1940), Ясный рассвет (Минск, 1958); балет Лесная сказка (либр. собств., 1952); для солистов, хора и симф. орк. — кантата "Пушкину" (сл. М. Рыльского, 1953); для симф. орк. — Белорусская сюита (1933), Пионерская сюита (1955), поэма "О мире и труде" (1954), Белорусская фантазия (1933), Лирическая песня (1952); Два струн. квартета (1953); для струн. квартета — Рапсодия (1953); Ф-п. трио (1950); для скр. и влч. — Сонатина, Сюита (1953), Серенада, Баркарола, Миниатюра, Скерцо (1953); для скр. и ф-п. — Фантазия, Мелодия (1953), Романс; для влч. и ф-п. — Фантазия (1955), Белорусская мелодия, Полька (1947), Пять миниатюр; для скр., альта и ф-п. — пьесы; для кларнета и ф-п. — Соната; для трубы и ф-п. — Романс, Интермеццо, Мелодия, Белорусская полька; для ф-п. — Колыбельная, Танец кроликов (1923), Утро, Ноктюрн, Прелюд, Юмореска; для хора — Рабочий дворец (сл. А. Поморского), Ковачи (сл. А. Малашкина), Песня кузницы (сл. Н. Рыбацкого), Разговор моторов (сл. А. Желтова), Бунтующие зайцы (сл. Д. Бедного), Размахнись и приударь (сл. М. Артамонова), Туча, Эхо, Песня про Степана Разина, Зимний вечер, Ворон к ворону летит, На холмах Грузии (сл. А. Пушкина), Песня мира (сл. Л. Ошанина), Застольная песня (сл. В. Лебедева-Кумача), Застольная фронтовая (сл. Е. Долматовского), Походная кавалерийская (сл. А. Ситковского), Утренняя песня (сл. Л. Озерова), Идет наша молодость (сл. А. Софронова), Мы славим партию (сл. А. Лозневого), Колхозная (сл. Н. Рыленкова), Ленин (сл. Д. Джалилова), На бой за мир (сл. А. Безыменского), Песня о партии (сл. Д. Ковалева); для голоса и ф-п. — Фея (сл. М. Горького).
Тебя я видела во сне (сл. К. Ромашева), Пляска смерти, Нежная, милая. Как назвать тебя (все на cл. Е. Ольдекопа), Пускай мой стих (сл. А. Смирнова), Русалка и волна (сл. А. Чижиченко), Метелица (сл. А. Ширяева), Элегия, Зимнее утро, В последний раз, Я вас любил, Соловей и роза, Цветы последние милей, Что в имени тебе моем, По дороге столбовой, Брожу ли я вдоль улиц шумных, Признание, Я здесь, Инезилья, Дон, Сват Иван, Пью за здравие Мэри, В чаду нестройных чудных грез, Как у нас на улице, Соловей мой, соловейко (все на cл. А. Пушкина), Путем победы, Ох и голосист мой край родной, По заречной стороне, Первым делом, Раздумье, Как за речкою, за Метой, На Волге, Простор, Шура, Гармонь, Наплывала бирюза, Возле каменного брода, Цвела, цвела черемуха, Спокойной ночи, русская земля, Любушка, Ты одна любимая моя (все на cл. А. Прокофьева), Ленин, В белых просторах, Разлука, За околицей, Под окном (все на cл. Л. Ошанина), Лесная гвоздика (сл. М. Рыльского), Береза, Только б наши сердца не страдали (обе на cл. В. Лебедева-Кумача), Улыбка, Возвращение (обе на cл. Е. Долматовского), Песня о моряке (сл. М. Матусовского), Встаешь, Донбасс (сл. A. Кудрейко), Расцветали весной цветы ранние (сл. Н. Тихомирова), Признание (сл. И. Баукова), Народу русскому (сл. П. Усенко), Письмо (сл. А. Суркова), Май над Родиной моей (сл. С. Ивы), Беларусь (сл. B. Рождественского), Под гармонику (сл. А. Ланича), Песня морской славы (сл. А. Жарова); для вок. дуэта — Сосны, Осень (обе на cл. Я. Купалы), Застольная, Проводы (обе на cл. М. Танка), В поле чистом, Я знаю край, Вакхическая песня (все на cл. А. Пушкина), По морю гуляет казак молодой (сл. А. Прокофьева); песни для детей; музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "В степях Украины" А. Корнейчука, "Маскарад" М. Лермонтова, "Стакан воды" Э. Скриба, "Отелло" У. Шекспира; музыка к кинофильмам "Красная Беларусь", "Огненные годы", "Семья Януш"; обр. рус., белорус. нар. песен.