Турчанинова Мария Дмитриевна
[12(24). 7.1880 (в нек-рых источ. 1882), Москва — 5.10. 1951, там же] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), оперетты и педагог.
Сестра драм. актрисы Е. Турчаниновой.
Род. в семье крепостного княгини Волконской (тетки Л. Н. Толстого).
Позднее ее отец служил капельдинером и кассиром в Малом т-ре. В 1890—1900 обучалась в Моск. театр. уч-ще на балетном отд. и принимала участие в балетных спектаклях моск. Большого т-ра. С 1900 была зачислена в кордебалет этого же т-ра. С 18 лет занималась пением у Э. Павловской, с 1901 готовила оперные партии под рук. дирижера И. Альтани. 1902 после дебюта в партии Пажа Урбана была переведена в оперную труппу Большого т-ра, на сцене к-рого выступала до мая 1906. Летом 1904 гастролировала в Тифлисе, Баку, Казани, Самаре, Астрахани, в 1905 — в Н. Новгороде и Саратове.
В 1906 пела в Одессе (антр. М. Лубковской), Кисловодске, Киеве (сезон 1906/07, антр. М. Бородая), в 1907—08 — в Тифлисе и Баку, в 1908—15 солистка моск. Оперы С. Зимина, с 1915 выступала в концертах и операх в Петрограде.
В 1916 исп. партию Куклы ("Сказки Гофмана") на сцене Т-ра муз. драмы. В 1916—22 солистка петрогр.
Нар. дома. В 1923—26 гастролировала по городам СССР, в 1926 пела на сцене Харьков. гос. оперы. В 1927—31 солистка Ленингр. радио. Обладала звонким голосом "серебристого" тембра и широкого диапазона (до си-бемоль 3-й октавы), легкой, изящной колоратурой, свободно преодолевала технические пассажи.
Исп. отличалось высоким худож. уровнем вокального и в особенности сцен. воплощения партий.
Репертуар включал 72 партии. 1-я исп. партий: Алетты ("Сестры Беатриса" А. Гречанинова); на рус. сцене — ? ("Ирис"). Лучшие партии: Антонида, Снегурочка, Виолетта, Чио-Чио-сан, Лакме. Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Горислава, Ольга ("Русалка" А. Даргомыжского), Ксения ("Борис Годунов"), Панночка-Русалка, Волхова, Нежата, Царевна Лебедь, Рукайя, Криза, Лида, Татьяна, Агнесса Сорель, Прилепа, Иеди; Эвридика, Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Маргарита ("Фауст"), Изабелла ("Роберт-Дьявол"), Церлина ("Фра-Дьяволо"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Софи ("Вертер"), Мюзетта ("Богема"), Мария ("Царь и плотник"), Джильда, Филина, Маргарита Валуа, Лейла, Микаэла, Недда. Партнеры: Дж. Ансельми, М. Баттистини, М. Гай, И. Грызунов, Т Руффо, Л. Собинов, Н. Сперанский, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин, Д. Южин. Пела п/у И. Альтани, Э. Купера, А. Пазовского, И. Палицына, С. Рахманинова, С. Самосуда, В. Сука. Готовила партии под рук. П. Оленина, И. Лапицкого, А. Санина.
Выступала также в опереттах: "Орфей в аду" и "Птички певчие" Ж. Оффенбаха, "Цыганский барон" И. Штрауса, "Корневильские колокола" Р. Планкета.
Принимала участие в концертах Кружка любителей рус. музыки, где исп. романсы Ц. Кюи, А. Гречанинова, С. Танеева, С Рахманинова (готовила произв. под рук. этих композиторов).
В камерном репертуаре были также романсы П. Чайковского, Г. Корганова, Р. Шумана, Р. Штрауса.
В 1902 гастролировала вместе с дирижером С. Кусевицким в Вильно и Витебске (под его упр. исп. "Соловья" А. Алябьева и арию Снегурочки).
Выступала с концертами в Петрограде, Риге, Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), Минске и др. городах.
С 1923 эпизодически вела пед. деят-сть, с 1931 преподавала в Москве.
Работала методистом-вокалистом во Всесоюз. радиокомитете (до 1941), в 1935—41 — в худож. самодеят-сти (Центр, клуб. НКВД), в 1939—41 занималась с артистами Профсоюзного ансамбля, в 1935— 49 педагог-вокалист в Малом т-ре (в 1941—42 находилась в эвакуации в Челябинске).
С 1941 преподавала в Театр. уч-ще им. М. С. Щепкина (с 1948 доцент), в 1946—47 — в Моск. конс. (кл. сольного пения). Среди ее учеников Н. Александрийская, М. Михайлов, М. Федосеева, В. Шебалина.
Записывалась на грампластинки (8 произв.) в Москве ("Граммофон", 1902). Соч.: Автобиография (рук. и машинопись) — в ЦГАЛИ, ф. 1998, оп. 1, ед. хр. 41 и ф. 2620, оп. 1, ед. хр. 1665. Лит.: Щепкина-Куперник Т. Л. Театр в моей жизни. — М.: Л., 1948. С. 232— 233; Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. —-М., 1953. С, 433; Ларош Г. А. Избранные статьи о Глинке. — М., 1953. С. 97; Щепкина-Куперник Т. Л. Стихи, посвященные певице (1923—47) — в ЦГАЛИ, ф. 1998, оп. 1, ед. хр. 50.