Туполев Алексей Андреевич
(20.05.1925—12.05.2001) — известный советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик АН СССР, д.т.н., профессор.
Сын А. Н. Туполева.
С 1942 г. работал в ОКБ А. Н. Туполева, с 1973 г. — генеральный конструктор.
Участвовал в разработке самолетов Ту-2, -16, -22М, -104, -114, -124, -134, -154, руководил разработкой Ту-22М2, -22М3, -95МС, -121, -123, -136, -139, -141, -143, -154М, -155, -156, -160, -204, -334 и др. Преподавал в МАТИ, был заведующим кафедрой.
Туполев, Алексей Андреевич Род. 1925, ум. 2001. Авиаконструктор, специалист по аэродинамике летательных аппаратов и ракетной технике.
Участник создания ракетных систем Ту-121, Ту-141, Ту-143, первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 (1963—68), стратегического бомбардировщика Ту-160 и др. Выпускник Московского авиационного института (1949). С 1949 г. сотрудник КБ А. Н. Туполева (конструктор, затем главный конструктор, с 1972 г. — генеральный конструктор).
Лауреат Государственной премии СССР (1967). Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Ленинской премии (1980). С 1984 г. действительный член АН СССР, с 1991 г. — РАН. Сын А. Н. Туполева (см.). Туполев, Алексей Андреевич Действительный член РАН, генеральный конструктор Авиационного научно-технического бюро им. А. Н. Туполева, генеральный конструктор Московского машиностроительного завода "Опыт"; родился 20 мая 1925 г. в г. Москве; окончил МАИ в 1949 г., доктор технических наук; трудовую деятельность начал в 1942 г. рабочим в Конструкторском бюро Андрея Туполева (своего отца), находясь в эвакуации в г. Омске; с 1949 г. работал в КБ А. Туполева на различных должностях, начиная с инженера-конструктора, участвовал в создании многих реактивных самолетов; 1957—1963 — начальник отдела по сверхзвуковым летательным аппаратам, в котором был разработан ряд систем, запущенных в серийное производство и принятых на вооружение, в том числе дальний сверхскоростной беспилотный разведчик Ту-123; с 1963 г. возглавлял работы по созданию советского сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144; с 1973 г. являлся генеральным конструктором КБ им. А. Н. Туполева; руководил разработкой стратегического бомбардировщика Ту-160 и пассажирского лайнера Ту-204; главные направления научной деятельности: разработка основных научных принципов проектирования самолетов, оптимизация аэродинамических форм и компоновок различных высокоскоростных летательных аппаратов, проблемы безопасности полетов;
Герой Социалистического Труда; лауреат Ленинской премии (1980) и Государственной премии СССР (1967); в 1995 г. был одним из членов избирательного блока "Тихонов—Туполев—Тихонов"; скончался 12 мая 2001 г.