Туманный Дир
[1903—] — псевдоним Николая Николаевича Панова.
Поэт и прозаик.
Род. в семье податного инспектора.
Окончил Московский институт журналистики.
Печатается с 1918—1919. Входил в группу конструктивистов.
В первой книге стихов "Московская Америка" [1924] Т. стремился показать образы новых людей ("Агитатор", "Председатель завкома", "Красноармеец службы ВОХР" и др.). Но четкое представление о движущих силах революции у поэта отсутствовало.
Он то провозглашал, что "жизнь нелепа и мир нелеп", то восторженно утверждал, что пролетариат наперекор блокаде и голоду поставит "мировой рекорд коммунистической победы". Идеологическая расплывчатость стихов Т. сочеталась здесь с художественной незрелостью.
Книга носит следы некритического усвоения поэзии символистов и футуристов.
В 1924 Т. выступил под знаком конструктивизма.
Поэма "Человек в зеленом шарфе", посвященная революционной борьбе зарубежного пролетариата, по заявлению автора, имеет целью "оживление стиха прозой". Автор стремился к построению фабульной поэзии по принципу романа приключений и ставил перед собой задачу осуществления незаметного перехода из одного стихотворного размера в другой в зависимости от изменения содержания.
Т. удалось избежать, основного порока конструктивизма — культа асоциального техницизма.
Конечную цель, революционной борьбы отчетливо представляют его герои, сражающиеся как на фронтах гражданской войны, так и на фронте строительства ("Пять фронтовиков", "Сны Михаила Сизова" и др.). Проза Т. очень разнообразна, по тематике.
Он изображает подпольную работу русских большевиков ("Тайна старого дома"), деятельность иностранных компартий, крепнущих в борьбе с империалистической реакцией, рост революционного сознания в Америке, Китае ("Дети черного дракона" и др.), разоблачает происки классового врага на советских предприятиях ("Черное золото"). В стихах (начиная со 2-й книги) Т. стремится к многообразию стихотворных форм (рондо, баллада, сонет, она). С течением времени Т. остановился на форме "стихотворной новеллы", как наиболее отвечающей задаче максимальной сюжетной насыщенности стихотворения.
В последних произведениях Т. обращается к теме борьбы международного пролетариата против реакции (поэма "Командир танка", "Взятие Трои"—1937 и пр.). Он пишет также ряд стихов об укреплении мощи Советского Союза ("Друзья"), о строительстве "будущей Москвы" ("В будущей Москве", "Путешествие в Москву", 1934—1937 гг.) и т. д. Фабульная поэзия Т. носит рационалистический оттенок, она лишена чисто лирических описаний, а порою схематична.
Библиография: I. Московская Америка. 1-я книга стихов, 1919—1923 гг., М., 1924; Человек в зеленом шарфе, поэма, сб. "Госплан литературы", М. — Л., 1925; Дети черного дракона (Необычайные приключения в Китае). Роман приключений из жизни современного Китая. В 5 вып., М., 1925; Всадник ветра (Двойники).
Роман, М., 1925; Черное золото.
Повесть, Л., 1925; Человек в зеленом шарфе, 2-я книга стихов (1924—1927), [М., 1928]; Тайна старого дома. Роман приключений, М. — Л., 1928; Враг своей тени. 3-я книга стихов (1928—1931), Москва, 1931; Ночь влюбленных.
Поэмы, М. 1934; Новеллы [стихи], Москва, 1935; Стихи и новеллы, Жур.-газ. объединение, М., 1937. {Лит. энц.}