Трусов Юрий Петрович
(28.03.1930—21.09.1995) — химик, философ, спец. по теории познания и методологии науки; канд. филос. н., доц. Род. в г. Москве.
Окончил химич. ф-т МГУ (1953). 1953—1959 — м. н. с. Ин-та химии и аналитической химии АН СССР. В 1959—1968 — асп., затем м. н. с. ИФ АН СССР (ныне РАН). Канд. дисс: "Методологические вопросы геохимии и взаимодействие наук". 1968—1970 — доц. кафедры филос. МЭИ, затем — до 1995 — доц. кафедры филос. РАН Творч. деятельность Т. была тесно связана с иссл. и решением наиболее проблемных вопросов: проблемы пространства и времени; проблемы онтогенеза и филогенеза сознания (в единстве психол., логико-методол., естественно-науч. и соц. подходов); конструкции знания вообще и экол. подхода как центрированного варианта системного подхода, в частности, и т. п. Т. показал, что методология, исследующая логич. устройство и функции уже имеющегося знания и даже логически описывающая его дальнейшее развитие, недостаточна, поскольку она не вскрывает генезис (проявление в сознании) самой логики, формирование исходных, фун-дам. понятий и суждений, выступающих в качестве логич. оснований теории.
Такая методология не в состоянии преодолеть парадокс начала и возникающую проблему выбора между разл. фундам. концепциями.
Перспективный путь, на к-ром преодолеваются (не возникают) указанные недостатки и трудности, был предложен в форме так называемого нулевого пути — пути логич. непредпосылочности и феноменальной не-предзаданности выявления оснований и построения всей развертывающейся конструкции знания — пути рефлектирующего открытия.
При этом своеобразная "нулевая" логика — диалектика — характерна не только для нулевого момента, но и фундаментально, вообще присуща бытию в любых его проявлениях.
В русле этого пути Т. была сформулирована программа иссл. и создан концепт оснований и конструкции науч. знания.
Одним из направлений реализации этой программы явилось создание им при Филос. об-ве СССР (1979—1995) школы-семинара по основаниям, конструкции, эволюции знания и человека в целом (в онто- и филогенезе, включая об-во) как чувствующего, мыслящего и действующего существа: взаимопроявления мира, космоса в человеке (целого в части) и человека (части в целом) в космосе как непосредственно известного представителя возможного многообразия разумных существ во вселенной.
Он разработал идею и контуры единой, целостной голографической энергоин-формац. картины и континуального логоса мира, континуальной голографической логики; определился закон несовпадения целей и результатов деятельности, имеющий принципиальное экол. значение; исследовались проблемы понимания, взаимопонимания, диалога и предельных, высших ценностей и смыслов жизни. Математическая модель континуума, созданная и выявленная как фундам. основание математики (сейчас широко используется в физике, химии, психол. и др.), по Т. представляется и всеобщим логич. образом голографичного мира. В итоге этой работы сложились единая гологра-фическая энергоинформац. картина и континуальный диалектико-монистический логос мира, континуальная логика (см. работу 1995. С.39—40). Т. показана и фундам. роль экологии, экол. взаимодействия в процессах становления, функционирования, эволюции явлений мира; разработана общая теория экологии, или абстрактная экология, начиная с филос.-методологич. основ этой отрасли знания.
Открытое Т. явление несовпадения целей и результатов деятельности, обусловленное тем, что средства, способы выбираются сообразно цели, а результаты от положенной в сознании цели не зависят и создаются самой деятельностью, ее способами, применяемыми средствами, имеет не только принципиальное экол., но и прикладное значение.
Так, при решении проблем взаимопонимания и диалога оно м.б. интерпретировано следующим образом: "Метод, способ ведения диалога фундаментальным образом определяется взаимоотношением или соотношением (диспозицией, распределением) ценностно-целевых установок участников (участника) диалога". В отличие от др. направлений (биология, соц. экол., экол. человека, глоб. экол.) экология сама, в философски обобщенном понимании, выявлена Т. как определ. аспект всеобщей универсальной связи, взаимодействия, как общая теория экол. взаимодействия, т. е. взаимодействия любого становящегося, функционирующего и эволюционирующего "центр." объекта и среды, в к-рой он возникает, существует, функционирует и эволюционирует.
Экол. подход в обобщенном плане выступает как центрированный, центр.-ориентированный вариант системного подхода; любая система для любого своего элемента (подсистемы) выступает как экосистема.
Т. сформулировал теор. требования к конструированию любых концепт. систем.
Под концепт. системами Т. подразумевал мыслеполагающие системы.
Он раскрыл специфику этих систем и дал соответствующую классификацию.
Высказал положение о материализации любых идей; показал, каким образом любая идея может получить свое материальное воплощение не только в знаково-символических системах.
Соч.: О свойствах времени. [В соавт.] // ВФ. 1961. № 5; О классификации современного естествознания // ВФ. 1961. № 7; Проблема взаимодействия природы и общества. [В соавт.] // ВФ. 1965. № 4; О предмете и основных идеях экологии.
М., 1983; Основы концепции гармонической эволюции системы человек—общество—природа.
М., 1989; Проблемы оснований и конструкции знания.
М., 1995. В.Н.Молчанов