Тростников Виктор Николаевич
(р. 10.09.1928) — по образованию физик, математик; разрабатывает проблемы теор. и прикладной филос. и богословия; канд. филос. наук. Род. в Москве.
Окончил физ.-техн. ф-т МГУ в 1953. Работал в Ленинграде, затем вел в Москве преп. деятельность по высшей математике в разл. вузах. Был доц. по каф. высшей математики МИИТа. Имеет ряд публикаций по разл. вопросам физики и математики, в т.ч. монографии по матем. логике.
В 1970 стал канд. филос. наук. В 1980 за участие в альманахе "Метрополь" был уволен с работы.
Работал сторожем, чернорабочим, каменщиком, прорабом (1986). Все эти годы продолжал печататься в самиздате и за рубежом.
В 1988 по приглашению Рус. Православной Церкви за границей ездил в США, где сделал доклад на тему "Тысячелетие крещения Руси". Совершив еще несколько заруб. поездок, сосредоточился на лит. работе, т. к. появилась возможность публиковаться на родине.
Его работы проблемного характера по богословию, теор. и прикладной филос., истории, политике печатались в ж. "Москва", "Молодая гвардия", "Православная беседа", "Литературная учеба" и др. С 1996 читал курс лекций по филос. на юрид. ф-те Росс. Православного ун-та. Характеризуя эволюцию своего мировоззрения от материализма к богопознанию, сам Т. отмечает, что его внутр. развитие определялось потребностью понять, "вчувствоваться", усвоить всем своим существом весь миропорядок, мироустройство, "взятое во всех деталях сразу, как нечто единое и целостное". Это стремление, пишет в своей биографии Т., и есть ключ к его творч. и его судьбе.
Вначале универсальным средством познания для него была физика, затем — математика.
Убедившись, что наиболее глубокие ее проблемы связаны с теорией вывода, Т. стал специализироваться в обл. матем. логики.
Поняв, что специфика матем. знания отражает и особенности человеч. сознания, самой интересной сферой знания для него стала филос.; важнейшей ее частью Т. считал гносеологию.
Тяга ко все более общему знанию и более глубокому пониманию вывела Т. на богослов-ствование, ибо, отмечает он, понятие Бога является той последней "скрепой", к-рая удерживает в единстве общего порядка единство Вселенной и единство человека, и "создает то самое единство всего, к которому истинный философ идет всю жизнь". Об огромной объяснительной силе этого понятия Т. написал в кн. "Мысли перед рассветом". Это была кн. по "научной апологетике" с привлечением совр. науч. материала.
Обращение к богословию, давшему Т. "всеобщую скрепу" для ума, чувства и жизни, привело его к "воцерквлению". Кроме того, Т. считает, что отдание приоритета этой "скрепе" перед всеми др. ведет к отождествлению познания с Бо-гопознанием, а Бог как личное и творч. начало открывается человеку в той мере, в какой Сам этого хочет, и этот процесс бессильны ускорить образование, науч. знания и др. интеллектуальные накопления человеч. цивилизации.
Так Т. пришел к убеждению, что задача философа состоит лишь в том, чтобы формулировать вечные истины на языке своего поколения и иллюстрировать их наиболее убедительными для этого поколения фактами.
Выполнению этой задачи и посвящены труды Т. 80-х гг. 90-е гг., кроме лекционной деятельности, кн. и статей по "науч. апологетике", знаменуются постепенным переходом философа от апологетики к экзегетике и от космологии к сотериологии.
Центр. темой в них становится тема спасения.
В этой связи Т. ставит вопрос о природе и происхождении нашей цивилизации, считая, что она целенаправленно препятствует делу спасения, и вводит в свои произведения размышления эсхатологич. порядка.
Кроме того, важной темой считает он проблему спасения в браке. Из многочисленных публикаций по вопросам науки, филос. и богословия сам автор считает осн. те, к-рые приводятся ниже. Соч.: Мысли перед рассветом.
Париж, 1979; М., 1997; Мысли о России // Русское возрождение.
Нью-Йорк, 1987; Научна ли научная картина мира? // Новый мир. 1989. № 12; Мысли о любви // Кубань, 1994; "Им же вся быша" // Москва. 1995, № 1; Понимаем ли мы Евангелие? М., 1997; Бог в русской истории.
Одесса, 1998; Философия супружества.
М., 1999.