Трофимова Роксана Павловна
(р.24.06.1946) — спец. в обл. истории филос., эстетики и филос. культуры; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве.
Получила высшее филол. образование (1968), закончила асп. по филос. в МОПИ им. Н.К.Крупской (1972). Училась в Сорбонне (Франция, 1967, 1979). Преподавала филос. и эстетику в МВТУ им. Н.Э.Баумана (1969—1981), в Ин-те обществ. наук (1981—1991). С 1993 работает в Финансовой академии на кафедре филос. Сформировала кафедру культурологии и психол. делового общения, являясь зав. этой кафедрой с 1996 по 2000. Докт. дисс. — "Философия культуры русского академизма" (1995). Осн. идеи иссл. Т. связаны с проблемами совершенствования методол. истории филос. и филос. культуры.
Ею широко введен в науч. иссл. филос.-компара-тивный метод, позволяющий изучать на основе совр. компаративистики целостные пласты развития филос. мысли. Данный метод вводит в филос. систему сравнительных подходов, позволяет не только сопоставлять общее, но и воссоздать единые целостные филос. эпис-темы. Применение этого метода дало возможность обосновать и разработать филос.-культурол. направление филос— рус. академизм как целостное течение, объединяющее осн. идеи четырех рус. школ XIX века: мифологич., культурно-ист. (А.Н.Пыпин), сравнительно-ист. (А.Н.Веселовский) и психол.-лингвистич. (А.А.Потебня), раскрыв их внутр. филос.-методол. единство.
Это иссл. позволяет доказать приоритеты рус. филос. культуры в становлении науки о культуре.
В обл. эстетики Т. наиболее полно изучала филос.-эстетич. аспекты анализа языка, что позволило ввести последний в круг изучаемых эстетикой явлений, поставить проблему эстетич. в языке как целостного феномена, в сущности присущего не только естеств. языкам, но и ряду др. семиотических систем.
Филос.-эстетич. подходы к изучению языка определили интерес Т. к истории филос., в частности структурализму.
В истории филос. Т. плодотворно работала по изучению франц. филос., написав значительное число науч. работ по этой тематике.
Особое внимание было уделено франц. структурализму.
Ею введено аналитическое разделение франц. структуализма на "классический негенетический структуализм" (школа К.Леви-Стросса) и "генетический структуализм" (школа Л.Голь-дманна).
В 80-е гг. Т. исследовала также новые филос. идеи и методы в обл. культурной теории и политики ФКП. Одновременно Т. уделяла значительное внимание компаративному анализу теории обществ. договора как в ист. план (творч. М. де Сталь), так и в синхронии: сопоставление марксизма и теории обществ. договора в соц. филос. конца XX в. В посл. годы Т. работает в обл. филос. культуры и культурологии, сосредотачивая свои усилия на филос. обосновании компаративного подхода в иссл. смежных проблем филос. и культурологии.
Этот подход основан на принципах дискурсного и компаративного изучения феноменов культуры, его основой является понятие "культурологического детерминизма". Оно позволяет иначе подойти к изучению культуры и экономики, рассмотрев их в единой парадигме, где вед. началом выступает культура как общее по отношению к экономике; это дает возможность Т. приблизиться к филос. обоснованию основ "экономической культурологии". Т. — сост. уч. пос. "История.
Культура.
Цивилизация" (М., 1998). Соч.: Философско-эстетические аспекты анализа языка. М., 1973; Эстетический аспект взаимоотношения языка и мышления // ВФ. 1977. № 12; Французский структурализм сегодня // Там же. 1981. № 7; Несостоятельность "генетического" структурализма // ФН. 1982. № 3; Идеологическая и политическая борьба ФКП в области культуры.
М., 1986; Филолого-лингвистические концепции в русской эстетике // История эстетической мысли. Т.4. М., 1987; А.А.Потебня и А.Н.Веселовский: философия, лингвистика, эстетика.
М., 1991; Русский академизм: первые философско-культурологические школы России.
М., 1995; Культурология.
М., 1996; Культурология: история и теория.
Ч. 1. М., 1997; Загадки цивилизации.
М., 1999.