Тредиаковский Василий Кириллович
[1703—1769] — поэт и литературный теоретик, один из основателей русского классицизма.
Род. в Астрахани, в семье священника.
По невыясненным причинам (сам Т. ссылался на тягу к учению; по другим сведениям — стремясь избежать неприятного брака) поэт убежал в 1723 в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию.
Здесь он написал не дошедшие до нас драмы "Язон" и "Тит Веспасианов сын", а также "Элегию на смерть Петра Великого" [1725] и "Песенку" [1725]. В 1725 Т. отправился в Голландию и пробыл два года в Гааге, затем переехал в Париж, где обучался "математическим и философским наукам, а богословским там же, в Сорбонне". В эти годы Т. писал элегии и любовные песенки на французском и русском языках.
В 1730 вернулся в Россию.
С 1732 поступил на службу в Академию наук в качестве переводчика, с 1733 "под титлом секретаря "поставлял оригинальные и переводные оды к дворцовым торжествам.
В 1745 одновременно с Ломоносовым и др. Т. был назначен профессором Академии по кафедре элоквенции.
В 1759 вышел в отставку.
В лит-ой деятельности Т. наиболее важными сторонами являются: а) борьба за русский литературный язык; б) попытка реформы стихосложения и в) теоретические работы по вопросам жанров и проблеме перевода.
В 1730 Т. начал свою деятельность с отрицания традиционного литературного языка той эпохи, условного славяно-русского "диалекта", настаивая на обогащении литературного словаря из языковой бытовой практики высших слоев общества.
Однако в царствование Елизаветы, решительно опиравшейся в своей внутренней политике на церковь, Т. начал ограничивать свою ставку на "почти самое простое русское слово, то есть каковым мы между собой говорим", и усиливать славянский элемент в своем литературном языке. В этом направлении переработана им в "Сочинениях и переводах", 1752, "Речь к членам Российского собрания", 1735. Последующие его переводы ("Аргенида", 1751, "Тилемахида", 1766) изобилуют изысканными славянизмами, создавшими специфическую славу Т. как бездарному писателю, абсолютно лишенному языкового такта и вкуса. Вопрос о языке имел для Т. как переводчика не столько теоретическое, сколько практическое значение.
Проблеме перевода Т. посвятил немало суждений.
В основном он стоял на точке зрения "научного перевода" (ср. "Соч. и пер.", ч. I, стр. 11—12). Свое оригинальное творчество Т. ставил выше переводного.
Он писал оды, песни, мадригалы и пр., даже в оригинальных произведениях всегда имея образцом литературу французского классицизма.
Т. много сделал для развития русского стиха. Тредиаковский был реформатором старого силлабического стиха и насадителем тонико-силлабической версификации.
Под влиянием длинного ряда предшественников, шведов и немцев, писавших на русском языке тонические стихи, Т. решил обновить традиционные размеры силлабического стихосложения (13-ти и 11-тисложник) путем введения постоянных ударений и цезуры; прочие же виды стиха ("краткие стихи"), употреблявшиеся преимущественно в песнях, Т. оставил без изменения.
Так. обр., не порывая со старой традицией, свою связь с которой он настойчиво подчеркивал, Т. пытался видоизменить силлабическую систему.
Подлинным же реформатором русской версификации был Ломоносов.
Т. дал широко разработанную теорию жанров классицизма как в переводных работах (Гораций, Буало), так и в оригинальных, пользуясь иногда даже исторической точкой зрения.
Во всех теоретических работах Т. было много свежего и интересного не только для своей эпохи, но и для более позднего времени.
Именно в этом смысле надо понимать слова Пушкина о том, что изучение Т. приносит больше пользы, чем изучение многих других старых писателей.
Стиль самого Т. во многом определялся связью его с силлабической традицией, от которой идут сокращения слов ("что либ" вм. "что либо"; "зерцая", вм. "созерцая"), произвольные расширения слов ("Из каменя потек им мед, Елей из тверда камя равно"), применение enjambement (в "Элегии на смерть Петра Великого"), скудость эпитетов и т. д. Позднее, в начале 1730-х гг., в связи с изучением устной словесности, у Т. появляются стойкие эпитеты "народной поэзии" ("ясны очи", "лесы дремучи", "сахарны уста" и т. д.). В конце жизни, под влиянием античной поэзии, у Т. появляется эффектный сложно-составной эпитет ("каплеросный", "златошвейный"). С самого начала поэтической деятельности Тредиаковский проявлял интерес к строфике, в области которой он настойчиво работал до конца жизни. При жизни Т. находился в почти постоянной, очень острой полемике со своими современниками — Ломоносовым и Сумароковым; несмотря на все расхождения с последним, Т. создавал, совместно с ними, русский классицизм.
Однако по своим политическим убеждениям, отразившимся преимущественно в переводах ("Аргенида", "Тилемахида"), Тредиаковский был левее многих современных ему писателей; это, наряду с невысокими художественными достоинствами его литературного творчества, было основной причиной преследований его при жизни и постоянных глумлений у последующих поколений историков литературы.
Библиография: I. Езда в остров любви, 1730; Речь... к членам Российского собрания..., СПб [1735]; Новый и краткий способ к сложению российских стихов, СПб, [1735]; Сочинения и переводы как стихами, так и прозою, 2 тт., СПб, 1752; Сочинения, изд. А. Смирдина, 3 тт. (в 4 книгах), СПб, 1849; Избранные сочинения, изд. П. Перевлесского, М., 1849; Стихотворения Тредиаковского, в кн.: "Русская поэзия" под ред. С. А. Венгерова, т. I, вып. I, СПб, 1893, и вып. VI, СПб, 1897; новейшие издания: Стихотворения, под ред. акад. А. С. Орлова, изд. "Советский писатель" [Л.], 1935 (Биб-ка поэта, под ред. М. Горького);
В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков — Стихотворения, изд. "Советский писатель" [Л.], 1935 (Биб-ка поэта, малая серия, № 4). II. Сборник материалов для истории имп. Академии наук в XVIII в., издал А. Куник, ч. I, СПб. 1865; Пекарский П., История имп. Академии наук, т. II, СПб, 1873 (обширная биография Тредиаковского);
Русская поэзия, под ред. С. А. Венгерова, т. I, вып. VI" СПб, 1897 (примечания, сводка критических отзывов о Тредиаковском);
Перетц В. П., Историко-литературные исследования и материалы, т. III — Из истории развития русской поэзии XVIII в., СПб, 1902 [гл. III. В. Тредиаковский как новатор в области теории поэзии и русского стиха]. Ср. полемику с автором в отзыве об этой книге Соболевского А. И. в "Сб. Отд. русск. яз. и слов. Акад. наук", т. LXXXI, № 2, СПб, 1905; Орлов А. С., "Тилемахида" В. К. Тредиаковского, в кн.: XVIII век, сборн. статей и материалов, изд. Академии наук СССР, М. — Л., 1935. III. Mезиеp А. В., Русская словесность..., ч. II, СПб, 1902. {Лит. энц.}