Тон Константин Андреевич
(1794—1881) — архитектор; в 1803 г. был принят в воспитанники Имп. акад. худ. и с 1808 г. специально изучал в ней архитектуру, по части которой главным его наставником был Воронихин.
В 1815 г. окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малою золот. медалью, присужденною ему за проект здания сената, и оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края. Но в 1817 г. произошла перемена начальства академии, и Т., оставив академию, определился на службу при новоучрежденном комитете для приведения строительных и гидравлических работ в СПб. в лучшее устройство.
Кроме того, он сочинил тогда проект увеселительного заведения ("Немецкого Трактира") на Крестовском о-ве. Начало 1818 г. обрадовало молодых художников вестью о восстановлении чуть было не отмененной посылки лучших из них в заграничное путешествие.
Чтобы приобрести на него право, Т. составил по заданной академией программе проект ярмарки, за который Т. (вместе с живописцем П. Басиным) был послан на 6 лет в чужие края. В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквами новейших времен.
Потом он сделал продолжительную экскурсию на Юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим сочинил проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причем дал ей снаружи вид греческих храмов.
Вслед за этим проектом, Т. скомпоновал, по задаче Римской академии, проект госпиталя.
В 1822 г. Т. посетил Флоренцию, где представил свои работы местной академии и был принят за них в ее члены. Побывав потом в Генуе, Равенне, Болонье, Милане и Павии, он явился в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов.
Возвратившись в Рим, Т. сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества.
Из относящихся сюда работ, проекты возобновления храма Фортуны в Пренесте и дворца Цезарей в Риме, на Палатинском холме, в особенности доставили Т. репутацию ученого художника.
Последний проект обратил на композитора внимание имп. Николая I, по повелению которого Т., в 1828 г., был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3000 руб. в год. В том же году Т. возвратился в С.-Петербург, где он получил поручение обратить бывшую конференц-залу Акад. худ. в галерею для размещения гипсовых слепков, устроить новую конференц-залу и вообще переделать некоторые части здания.
Вслед затем Т. получив звание академика и должность профессора 2-ой степени по части архитектуры (в 1830 г.). В том же году, прихожане црк. св. Екатерины, за Калинкиным мостом в СПб., ввиду ветхости своего храма, задумали соорудить вместо него новый. В своем проекте, представленном на конкурс, Т. придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы.
Проект очень понравился Государю, и Т. было повелено самому произвести постройку.
Еще раньше, в 1829 г., был передан академии на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя.
Первоначально выбранная для него местность на Воробьевых горах была найдена, по разным причинам, неудобною, и самый проект его, составленный К. Витбергом, признан неосуществимым; предстояло сочинить новый проект его постройки в другом пункте Москвы.
Эта задача была возложена на Т. с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. И на этот раз Государь остался сколь нельзя более доволен проектом Т. Постройка храма Христа Спасителя занимала последнего во всю остальную его жизнь. Одновременно с проектом московского храма, Т. составил в том же вкусе проект црк. новоявленного чудотворца Митрофана, для Воронежа (в 1832 г.) и, продолжая строить црк. св. Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы против академии, с пристанью, украшенною фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьева.
Тогда же он сочинил проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-ой степ., и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора, из серебра, отбитого донскими казаками от французов в Отечественную войну. Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину, в Казани, композиция Т. найдена лучшею из трех, выбранных для исполнения.
В 1833 г. он определен членом в комитет о строениях и гидравлических работах и получил от академии звание профессора.
После того он участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории и сочинил проекты соборов св. Екатерины для Царского Села и ап. Петра и Павла для Петергофа, которые и возводились под его руководством.
К началу 1836 г., Т., вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовском поле и приступил к постройке, по своему проекту, црк. Введения Богородицы в Семеновском полку — здания, в котором всего полнее и ярче выразился изобретенный Т. тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением ее форм в лучшую гармонию и изящество.
Одновременно с этим, Т. составил еще проект црк. русского посольства в Таврисе, собора в Свеаборге, оборонительной казармы, там же, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в СПб. и црк. в имении Синявина.
Около того же времени изготовлены им, по поручению правительства, нормальные проекты црк. на 1000, 500 и 200 человек, с тем, чтобы архитекторы во всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля. В 1837 г., Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось "все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя". Выполнение этой задачи было возложено на Т., который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.
В 1838 г. он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, Тоновских церквей в СПб., Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова м-ря, равно как и нормальные проекты для городских каменных церквей.
В 1844 г. вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей.
Здесь особенно любопытны проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для СПб. церквей Преображения на Аптекарском о-ве и Благовещения в л.-гв. конном полку. Окончив в 1842 г. постройку собора в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, Т. изготовил, по Высоч. повелению, нормальные чертежи для крестьянских домов в казенных селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа, в подмосковном селе Измайлове, где строил в это время инвалидный дом. В 1847 г. он принялся за порученную ему постройку станции Николаевской жел. дороги в СПб. и Москве, с таможнею при последней, а равно начал приводить в исполнение свой проект сооружения црк. св. Мирония, в л.-гв. егерском полку. С окончанием большого Кремлевского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора возобновление колокольни Ивана Великого в том виде, какой имела она до 1812 г., устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В 1850 г. построена Т. СПб. станция Царскосельской жел. дороги и почти одновременно с тем окончена отделка Оружейной палаты в Москве.
Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в тамошнем Кремле, и, не ограничиваясь ими, сочинил проекты надгробного памятника кн. Пожарскому, в Суздале, и церкви для Тифлиса.
В 1853—54 гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, Т. составил проект его внутреннего убранства, в Николаевском Кремлевском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым м-рем, исправил главный купол собора в Нововоскресенском м-ре (Новом Иерусалиме), грозивший разрушением, окончил переустройство црк. Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатою мироварения, в Кремле, и изготовил проект црк. при Тивдийской мраморной ломке, в Олонецкой губ. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка петербургской црк. св. Мирония.
Последние годы деятельности Т., назначенного в 1854 г., по смерти А. И. Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлевском дворце, ворот с решеткою для Николаевской богадельни в селе Измайлове, нескольких церквей в казенных горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в СПб. (последний проект привел в исполнение инженер Журавский).
Столь обширная производительность не отвлекала Т. от занятий по должности профессора-преподавателя в архитектурном классе академии.
В течение 24-х летнего исполнения им этой должности, под его руководством образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как напр. К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров, впоследствии составили себе почетную известность.
Несмотря на то, изобретенный им стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил свое время лишь только не стало покровительствовавшего ему имп. Николая I. Вырабатывая этот стиль, Т. пытался не только вернуться к общим формам и деталям старинных национально-русских построек, в особенности храмов, но и сообщить им большую правильность, гармоничность и соответствие с новейшими потребностями и художественными принципами.
Для этого требовалось, кроме врожденного дарования, проникнутость чисто русским духом, горячая любовь к отечественной старине и близкое знакомство с ее памятниками.
Немец по происхождению, развившийся под эклектическою ферулою СПб. академии и в чужих краях, Т., при всей своей талантливости, не был в состоянии удовлетворительно решить смело взятую на себя задачу — восстановить в новом блеске наше древнее зодчество, тем более, что систематическое изучение уцелевших его произведений в то время едва лишь начиналось.
Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, вообще представляет собою смесь неверно понятых и неуместно примененных форм и мотивов нашей древней архитектуры с произвольными измышлениями соорудителя; они грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и истинного величия.
При всем том, Т. принадлежит та заслуга, что он первый отвернулся от слепого подражания западноевроп. образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины. {Брокгауз} Тон, Константин Андреевич (Thon C.); архитектор; воспитанник и пенсионер Академии художеств; заслуженный профессор и ректор академии; тайный советник; строитель большого Московского дворца, храма Христа Спасителя в Москве и многих других зданий.
Любимый архитектор Николая I. Род. в Петербурге 16 апр. 1793, ум. 25 января 1881 г. Он издал два больших Атласа реставраций римских зданий: 1. "Il tempio della Fortuna Prinestina... descritto da Ant. Nibby. Roma 1825". Gr. folio; и 2. "Il Palazzo dei Cesari sul monte Palatino... Roma 1828". Gr. folio. Из числа приложенных к этому атласу контурных таблиц пять досок гравированы самим Тоном (3—7) и им подписаны. {Ровинский} Тон, Константин Андреевич воспитан., пенсионер за границею, профес. и заслуж. ректор И. А. X., тайн. сов., знамен. архитект., соорудитель Большого дворца, храма Христа Спасителя в Москве и др. зданий в разных местах России, р. 16 апр. 1793 г. в СПб., † 25 янв. 1881 г. {Половцов} Тон, Константин Андреевич (26. 10. 1794, СПб — 25. 01. 1881, СПб) Окончил ИАХ, в 1815 получил звание худ. XIV кл. С 1819 — в пенсионерской поездке за границу, в 1821 получил звание акад. Римской академии художеств, в 1822 — проф. Флорентийской академии художеств, в 1823 — член-корр. римской Археологической академии.
В 1831 удостоен звания акад., в 1833 — проф. В 1837 назначен гл. архит. при постройке храма Христа Спасителя, в 1838 — гл. архит. комиссии по возобновлению Зимнего дворца и гл. архит. Кремлевского дворца.
В 1854 назначен ректором ИАХ, в 1857 — архит. высочайшего двора. В 1869 избран почетным членом МАО. Родоначальник официального русско-византийского стиля в арх., наиболее высокопоставленный российский зодчий своего времени, автор многочисленных крупных сооружений в разных городах России.
Работы в Москве: Большой Кремлевский дворец (1838—50, с участием П. А. Герасимова, Ф. Ф. Рихтера, Н. И. Чичагова и В. А. Бакарева), храм Христа Спасителя (1837—83, разрушен в 1931, восстановлен в 1997), перестройка Малого театра (1838—40, Театральный пр., 6), колокольня Симонова монастыря (1835—39, не сохр.), крыльцо у звонницы Ивана Великого в Кремле, Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал (1844—51, Комсомольская пл., 3), Измайловская военная богадельня (1848, городок им. Баумана, !), реставрация Государева двора в Измайлове (1849, городок им. Баумана, 3), таможня и жилой дом на Комсомольской пл., 1 (1844—52). Лит.: Славина Т. А. Константин Тон. — Л., 1989. Тон, Константин Андреевич (1794—1881) — В 1815 г. окончил Академию художеств, в 1819—1828 гг. стажировался в Италии.
С 1828 г. причислен к Кабинету Его Императорского Величества.
В 1830 г. получил звание академика.
В 1838—1849 гг. занимался проектированием и строительством Нового (Большого) Кремлевского дворца.
В 1843 г. получил звание профессора Академии художеств.
В 1844—1851 гг. занимался проектированием и строительством здания Оружейной палаты в Кремле.
В 1849 г. разрабатывал проект реставрации колокольни Ивана Великого (осуществлен в 1852 г.). В 1851 г. разрабатывал проекты перестройки Малого Николаевского (Кремлевского) дворца, Патриаршей ризницы, шатра над Мироваренной палатой, реставрации церкви Двенадцати апостолов.
С 1854 г. — ректор Академии художеств по архитектурной части.