Тютюнник Василий Саввич
[7(19)4. 1860, г. Недригайлов Харьков. губ., ныне Сумская обл. — 24.5.1924, Москва] — арт. оперы (бас), камерный певец, режиссер и педагог.
Окончил самарскую гимназию.
В 1881—86 учился в Моск. конс., сначала игре на скрипке, затем пению (кл. Л. Казати, Дж. Гальвани, с 1883 — Ф. Комиссаржевского), сцен. мастерство изучал под рук. И. Самарина.
В конс. годы выступал в ученических спектаклях и концертах.
Окончил конс. с большой серебряной медалью.
В 1886—88 солист петерб.
Мариинского т-ра, в 1888— 1912 — моск. Большогот-ра (прощальный бенефис певца состоялся в партии Папагено), принимал также участие в спектаклях Итал. оперы в Петербурге.
Обладал небольшим гибким голосом широкого диапазона.
Исп. отличалось тонкой фразировкой и чувством стиля. Актер, дарование певца проявилось в острохарактерных ролях. 1-й исп. партий: Мизгиря ("Сон на Волге"), Шута ("Ролла"), Сеитова ("Тушинцы"), Туруктана ("Забава Путятишна"), Зуды ("Ледяной дом"); в Большом т-ре — Мамырова ("Чародейка"), Заседателя ("Дубровский"), Скулы ("Князь Игорь"), Пацюка ("Ночь перед Рождеством"), Дзюбы ("Пан воевода"), Зай-Санга ("Сын мандарина"), Судьи ("Вертер"); на рус. сцене — Коробейника ("Зимняя сказка"). Лучшие партии: Фарлаф, Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Варлаам, Скула, Зарецкий ("Евгений Онегин"), Орлик ("Мазепа" П. Чайковского), Бес ("Черевички"), Елецкий, Томский, Мамыров, Дзюба, Панас ("Ночь перед Рождеством"); Лепорелло ("Дон Жуан"), Папагено, Спарафучиле, Сен-Бри, Мефистофель ("Фауст"), Др. партии: Фотяша ("Федул с детьми"). Пристав.
Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Бермята ("Снегурочка"), Писарь ("Майская ночь"), Еремка, Асфанез, Симей, Ордгар;
Бартоло ("Свадьба Фигаро"), Дон Бартоло, Куно, Геслер, Джакомо, Цунига, Рамфис, Герцог Норфолк.
Партнеры: Е. Азерская, М. Дейша-Сионицкая, Н, Ермоленко-Южина, А. Нежданова, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.
Пел п/у Y Авранека, И. Альтани, А. Аренского, Э. Направника, В. Сука. В 1888 исп. сольную партию в кантате "На смерть императора Иосифа II" Л. Бетховена, 7 марта 1893— партию Сатаны из музыки Э. Направника к драм. поэме "Дон Жуан" А. Толстого.
С 1906 выступал в концертах Кружка любителей рус. музыки, в к-рых исп. романсы А. Даргомыжского, М. Мусоргского, М. Балакирева, А. Рубинштейна.
В камерном репертуаре певца мастерством исп. отличались произв.
М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского.
В. Сук посвятил певцу романс "Молчи" (ор. 18 № 1, 1911). Талант певца высоко ценил А. Чехов. В 1903—10 и. о. гл. режиссера Большого т-ра (сменил А. Барцала). 1-й постановщик опер в Большом т-ре —"Моцарт и Сальери", "Пир во время чумы". Среди др. постановок — "Сын мандарина". В 1911—17 принимал активное участие в организации общедоступных спектаклей в моск. Грузинском и Сергиевском Нар. домах, где поставил "Жизнь за царя", "Измену" и др. спектакли.
В 1917— 24 работал режиссером в Вокальной студии им. П. И. Чайковского.
В 1891—1901 преподавал в Синодальном уч-ще, в 1910—20 — в моск. Муз.-драм. уч-ще (проф.), в 1920— 24 — в Моск. конс. (проф., в 1920—22 декан ф-та. Среди его учеников — А. Пирогов, И. Скосцов, Д. Тархов, В. В. Тютюнник.
Автор работы "Теория и техника пения" (1920—23, рук., местонахождение неизв.). Лит.: Василий Саввич Тютюнник, певец и режиссер Московской императорской оперы // Ежегодник имп. театров.
Сезон 1907—1908. Вып. XVIII. С. 28; Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской опери Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 181; Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары.
Статьи и речи Воспоминания о Лосском. — М., 1959. С. 187; Тархов Д. Ф. Страницы из воспоминаний // Музыкальное искусство. — М., 1968. Т, 2. С. 182—183; Балабанович Е. З. Чехов и Чайковский. — М., 1970 С. 60—61; Яковлев Вас. Избранные труды о музыке Музыкальная культура Москвы.
Т. 3. — М.. 1983. С. 254, 358.