Титов Константин Алексеевич
Губернатор Самарской области; председатель Социал-демократической партии России (СДПР) с ноября 2001 г.; родился 30 октября 1944 г. в г. Москве; окончил Куйбышевский авиационный институт по специальности "инженер-механик по технической эксплуатации авиационных двигателей" в 1968 г., аспирантуру по кафедре экономики и промышленности Куйбышевского планового института в 1978 г., кандидат экономических наук, доцент, академик РАЕН; трудовую деятельность начал фрезеровщиком на авиационном заводе (1962—1963); 1968—1969 — бортмеханик, 1969—1970 — заместитель секретаря комитета ВЛКСМ на авиационном заводе; 1970—1973 — заместитель заведующего отделом студенческой и учащейся молодежи Куйбышевского горкома ВЛКСМ; 1973—1975 — секретарь комитета ВЛКСМ Куйбышевского планового института; 1978—1987 — младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, руководитель научно-исследовательской экономической лаборатории Куйбышевского планового института; 1987—1990 — заместитель генерального директора по экономике и общим вопросам Куйбышевского филиала советско-болгарского предприятия "Научно-производственный центр "Информатика"; в марте 1990 г. был избран депутатом, в апреле — председателем Куйбышевского городского Совета народных депутатов; 31 августа 1991 г. был назначен главой администрации Самарской области; 1 декабря 1996 г. победил на выборах губернатора Саратовской области, получив около 63% голосов избирателей; в 2000 г. баллотировался кандидатом на пост президента РФ, на выборах 26 марта 2000 г. получил 1,47% голосов избирателей, участвовавших в выборах; в апреле 2000 г. ушел в отставку с поста губернатора Самарской области, объяснив свое решение низким процентом голосов, полученных на президентских выборах в области; 2 июля 2000 г. вновь был избран губернатором Самарской области, получив на досрочных выборах 53,25% голосов избирателей, участвовавших в голосовании; 12 декабря 1993 г. был избран депутатом Совета Федерации Федерального Собрания РФ первого созыва (баллотировался при поддержке "Выбора России" и РДДР), с января 1994 г. по январь 1996 г. являлся членом Комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; с января 1996 г. по должности входил в Совет Федерации РФ, являлся председателем Комитета по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности, был представителем Совета Федерации РФ в составе Национального банковского совета; в декабре 2001 г. сложил полномочия члена Совета Федерации РФ в связи с назначением в него представителя от администрации Самарской области в соответствии с новым порядком формирования верхней палаты российского парламента; состоял в КПСС с 1970 до августа 1991 г.; избирался членом райкома и Куйбышевского горкома ВЛКСМ (1968—1978), членом Куйбышевского горкома КПСС (1990—1991); 1992—1993 — член Совета Саратовского регионального центра, член Политсовета Российского движения демократических реформ (РДДР); с 1993 г. был членом движения "Выбор России", с июня 1994 г. — членом партии "Демократический выбор России" (ДВР), членом политсовета ДВР, вышел из ДВР в 1995 г.; в апреле 1995 г. вошел в оргкомитет движения "Наш дом — Россия" (НДР), на учредительном съезде НДР в мае 1995 г. был избран первым заместителем председателя движения "Наш дом — Россия" (НДР); в феврале 1999 г. возглавил избирательный блок "Голос России"; в апреле 1999 г. на съезде НДР был выведен из состава политсовета движения в связи с тем, что возглавил блок "Голос России", формально конкурентный по отношению к НДР; весной 1999 г. стал сопредседателем избирательного объединения "Союз правых сил" (СПС); в марте 2000 г. был избран председателем Российской партии социальной демократии (РПСД); 24 ноября 2001 г. на учредительном съезде Социал-демократической партии России был избран ее председателем (ранее возглавлявшаяся им РПСД вошла в состав новой партии); президент межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия "Большая Волга" с 1994 г.; был членом Совета директоров ОАО Нефтяная компания "ЮКОС" до июня 1999 г.; награжден орденом Дружбы; женат, имеет сына; увлекается спортом, живописью, фотографией.
Во время конфликта между Президентом и Парламентом России в сентябре-октябре 1993 г. решительно поддержал Б. Ельцина и осудил решение областного Совета народных депутатов, объявившего указ № 1400 антиконституционным.
Он также высказался категорически против решения облсовета о повышения статуса Самарской области в составе РФ. В октябре 1993 г. стал инициатором создания в области Объединения поддержки реформ и возглавил Совет этой организации, в которую вошли представители движений, выступавших за радикальные реформы правительств Гайдара и Черномырдина, руководители ряда крупных предприятий и коммерческих структур.
В октябре 1996 г. участвовал в выступлении руководителей регионов-доноров против проекта бюджета на 1997 г. и предложивших новые принципы бюджетного федерализма, учитывающие интересы регионов.
В марте 1997 г. К. Титову был предложен пост первого вице-премьера Правительства РФ, от которого он отказался, рекомендовав вместо себя О. Сысуева, занимавшего тогда пост мэра Самары.
В июле 1998 г. на последнем перед парламентскими каникулами заседании Совета Федерации РФ, а также в СМИ резко критиковал Правительство С. Кириенко, которое решило предпринять радикальные шаги в финансовой сфере, прежде всего в области налогообложения, в рамках так называемой "антикризисной" программы.
Был поддержан многими губернаторами.
Поскольку Правительство не отреагировало, в августе направил в Конституционный Суд РФ ходатайство о признании не соответствующими Конституции РФ постановления об увеличении налога на добавленную стоимость (НДС) на продовольственные и детские товары, об особенностях уплаты НДС, а также указ Президента РФ об индексации земельного налога.
По мнению К. Титова, эти действия Правительства губительно скажутся на экономике страны и жизненном уровне населения, вызовут взлет цен на товары первой необходимости, а потому Президент и Правительство не имеют права внедрять постановления и указы, столь резко влияющие на экономическое положение населения без детальной проработки таких мер в палатах Федерального Собрания, так как это противоречит демократическому устройству государства.
После августвоского кризиса 1998 г. и отставки правительства С. Кириенко в начале сентября 1998 г. вновь получал приглашение о назначении на должность вице-премьера в предполагавшемся новом кабинете Виктора Черномырдина.
Тем не менее, 4 сентября на заседании Совета Федерации высказывался и голосовал против рекомендации СФ Государственной Думе утвердить кандидатуру В. Черномырдина.