Тихонов Павел Ильич
[15(27).2.1877, Петербург — 23.3.1944, Москва] — арт. оперы (бас), камерный певец и педагог.
Засл. деятель искусств БССР (1940). Род. в бедной многодетной семье. В 1900 окончил юридический ф-т Петерб. ун-та. В студенческие годы был солистом хора А. Архангельского.
В 1900 организовал "Муз.-вокальный квартет", в составе к-рого выступал до 1907 в Петербурге, а также гастролировал по городам России.
В 1903—05 брал частные уроки пения у С. Габеля, впоследствии, уже став известным певцом, в 1918 окончил Одесскую конс. С 1905 выступал на оперной сцене в Петербурге (Новый летний т-р "Олимпия", антр. Е. Кабанова и К. Яковлева и в Нар. доме). В 1907—11 пел в Киеве (антр. С. Брыкина) и Одессе.
В 1911 —17 и 1919—28 солист моск. Большого т-ра, в 191 7—19 — Одесской оперы. В 1920 принимал участие в спектаклях моск. "Зеркального т-ра" сада "Эрмитаж". В 1923—24 занимался в Оперной студии под рук. К. Станиславского.
Обладал ровным во всех регистрах голосом глубокого, мягкого тембра и широкого диапазона.
Исп. отличалось музыкальностью, культурой, актер, мастерством.
Репертуар певца включал 93 партии. 1-й исп. партий: Жреца ("Мададжара"; 1-я ред.); в Киеве — Хундига ("Валькирия"); на рус. сцене — Бургомистра ("Царь и плотник"). Наиболее яркими в исп. певца были характерные и бытовые образы — Варлаам, Скула, Орлик ("Мазепа" П. Чайковского).
Бартоло ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Санчо Панса. Среди др. лучших партий — Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Борис Годунов, Рене ("Иоланта"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Вотан ("Валькирия" и "Золото Рейна"). Режиссер Н. Боголюбов писал: "Партию Варлаама исполнял бас Тихонов, имевший отличный голос. Природа в этот звук огромного диапазона внесла, независимо от воли певца, такую дозу юмора, что Тихонов, исполняя даже очень серьезные вокальные партии, вынуждал слушателя невольно улыбаться.
Самый голос у этого одаренного певца был "комиком". Во всех ролях комедийного плана Тихонов был неподражаем"*. Др. партии: Фарлаф, Рангами, Досифей, Владимир Галицкий, Кончак, Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Додон, Царь Салтан, Собакин, Олоферн, Андрей Дубровский, Мамыров, Гремин;
Лепорелло ("Дон Жуан"), Мефистофель ("Фауст" и "Мефистофель"), Марсель ("Гугеноты"), Сен-Бри, Рамфис, Лотарио.
Партнеры: Н. Арцыбашева, Г. Боссе, К. Держинская, О. Камионский, С. Мигай, А. Мосин, А. Нежданова, Н. Обухова, В. Петров, Л. Савранский, Д. Смирнов, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.
Пел п/у В. Зеленого, Э. Купера, Дж. Пагани, В. Сука. Н. Федорова, Б. Яновского.
Т был известным камерным певцом.
Участвовал в концертах Кружка любителей рус. музыки, симф. концертах п/у С. Кусевицкого, после 1917 выступал перед рабочими и крестьянами, 1-й исп, сольной партии в кантате "По прочтении псалма" С. Танеева (Москва, 1 апр. 1915). Репертуар включал произв. рус. (А. Алябьева, М. Глинки, А. Рубинштейна, А. Бородина, С Рахманинова, П. Чайковского, В. Калинникова, Ю. Сахневского, М. Слонова) и зарубеж. композиторов. старинные рус. романсы и нар. песни. Т. явился одним из основателей муз.-вокальной студии в Большом т-ре (1918). Организовал ряд хор. кружков в рабочих клубах Москвы.
С 1924 вел пед. работу, с 1928 полностью посвятил себя пед. и теоретической деят-сти. В 1928—33 доцент вокального ф-та Моск. конс., а также преподаватель Моск. муз. политехникума.
В 1933— 41 проф., декан и зав. кафедрой вокального ф-та Минской конс., один из инициаторов открытия вокально-фонетической лаборатории; в 1939 по его инициативе в Минской конс. была создана оперная студия.
В 1941—44 декан объединенных вокальных ф-тов Моск. и Саратов. консерваторий (Саратов).
Ученики: В. Борисенко.
С. Друкер, Р. Млодек.
Занимался также научной деят-стыо: принимал участие в научно-методич. работе ГИМНа. В 1937 участвовал в работе 2-й Всесоюз. конференции по вокальному образованию, работал над книгой "Методология пения", был автором ряда научно-методич. работ (часть из них сгорела в годы Великой Отечественной войны во время бомбардировок Минска).
Записывался на грампластинки (43 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1901, 1913, 1914) и Москве ("Бека", 1909; "Граммофон", 1912, 1913). Соч.: Опора звука // Сборник докладов, прочитанных членами секции на Первой Всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов. — М., 1926; Основные правила вокальной педагогики// Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. 1940. — М.; Л., 1941. С. 105—109. Лит.: Иванов-Борецкий М. Пять лет научной работы Государственного института музыкальной науки (ГИМНа). 1921—1926. — М.. 1926. С. 41—42; Левик С 10. Записки оперного певца.— 2-е изд. — М., 1962. С. 77; Боголюбов Н. Н.* Шестьдесят лет в оперном театре.
Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 133. 145; Фрам Э. Незабываемые образы // Сов. музыка. 1968. № 12. С. 125; Слово об ушедших: П. Г. Тихонов // Муз. кадры. 1970. 28 сент. С. 4. ТИХОНОВА Антонина Семеновна, 1888—?— арт. оперы (меццо-сопрано).
Выступала на оперной сцене с 1911, в т. ч. в Киеве (1912). Перми (1912—13), Тифлисе (1913—14), Казани (1914—15), Москве [Опера С Зимина, 1916—17; Т-р Моск. Совета рабочих депутатов (б. Опера С. Зимина). 1917—19; Больой т-р, 1919—?]. Гастролировала в Лондоне (1927), Париже (1920-е годы). 1-я исп. партий: Веры ("Сын земли") в Москве — Клитемнестры ("Орестея"), Лучшие партии — Полина ("Пиковая дама"). Клитемнестра.
Кармен Др. партии: Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского Марина Мнишек, Хозяйка корчмы и Федор ("Борис Годунов"), Кончаковна, Ангел, Амелфа, Лель, Любаш; ("Царская невеста"). Ганна ("Майская ночь") Графиня ("Пиковая дама"), Любовь;
Зибель, Амнерис. Maддалена, Дал ил а, Сузуки, Чека. Партнеры: В. Дамаев Б. Евлахов, Е. Ивони, К. Кайданов, Ю. Кипоренко-Даманский, Н. Кошиц, В. Трубин.
Ф. Шаляпин.
Пела в у А. Канкаровича, А. Коутса, Е. Плотникова.
В. Сука. Нек-рые архив. материалы певицы — в ЦГАЛИ ф. 2492. Лит.: Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898— 1918. — М., 1971. С. 460.