Тихон Задонский
(в миру Тимофей Соколов) — святитель, епископ воронежский, знаменитый иерарх и духовный писатель, родился в 1724 г. в с. Короцке, Новгородской губернии, Валдайского уезда, в семье бедного дьячка Савелия Кирилловича.
Рано лишившись отца, он с самого детства испытывал материальную нужду. "Когда дома есть нечего, — вспоминал он впоследствии об этом времени, — то, бывало, весь день бороню пашню у богатого человека, чтобы только накормил меня хлебом". С 1738 г. учился в Новгородской духовной школе, живя на средства своего брата Петра, бывшего дьячком в Новгороде.
С открытием в 1740 г. семинарии его, как одного из лучших учеников, приняли на казенное содержание.
Еще до окончания семинарии, в 1750 г., он оставлен был при ней учителем греческого языка, а по окончании ее в 1754 г. также и риторики.
В 1758 г. принял монашество в Новгородском Антониевом монастыре с именем Тихона, в Фомино воскресенье посвящен был в Петербурге во диакона и в том же году в иеромонаха.
С 1758 г. Т. стал преподавать философию в семинарии, а 18 января 1759 г. назначен был там префектом.
В том же году его по просьбе тверского епископа Афанасия назначили архимандритом Желтикова монастыря, но вскоре перевели в Отроч монастырь с назначением ректором Тверской семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории.
Затем T. управлял Хутынским монастырем. 18 мая 1761 г. Т. возведен был в сан епископа кексгольмского и ладожского, викария Новгородской епархии, причем рукоположение совершено было в Петербургском Петропавловском соборе.
В августе 1762 г., когда синод выезжал в Москву по случаю коронации Екатерины II, ему повелено было прибыть в Петербург и председательствовать временно в синодальной конторе. 3 февраля 1763 г. T., после смерти Иоанникия Павлуцкого, назначен был на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру.
С самого вступления в управление епархией перед Т. открылся широкий простор для деятельности.
Прежде всего он обратил внимание на ветхость собора, и ему удалось, главным образом на частные пожертвования, заложить новый каменный собор, который однако был закончен постройкой уже после него. В среде духовенства он нашел невежество, пренебрежение обязанностями и злоупотребления: многие не знали как следует чина службы, другие в праздничные и воскресные дни из-за личных дел совсем не совершали службы, много беспорядков было по делам брачным; вообще нравственный и образовательный уровень духовенства не соответствовал его назначению.
Вскоре по прибытии в Воронеж, Т. написал в катехизической форме для священства краткое учение "О седми св. тайнах", в котором давал краткое понятие о сущности каждого таинства, об образе его совершения, о лице совершающем и о лицах, приемлющих его. Затем им было написано "Прибавление к должности священнической о тайне св. покаяния", где даются священникам наставления, как держать себя на исповеди: возбуждать в пастве чувство раскаяния, но в то же время относиться не слишком строго, а осторожно и осмотрительно, утешать милосердием Божиим тех, кто в скорби о своих грехах доходит до отчаяния.
Чтобы не допускать до рукоположения людей недостойных или неприготовленных к служению церкви, Т. немедленно по вступлении на епархию послал (31 мая 1763 года) указ во все городские и духовные управления, чтобы ставленники имели от причта и от прихожан одобрительное свидетельство.
Для побуждения священников к произнесению проповедей и чтобы приучить их к чтению, Т. предписал, чтобы после заамвонной молитвы во всякий воскресный и праздничный день читался соответствующий отрывок или из Толкового евангелия или из какой-нибудь другой книги, принятой в Восточной церкви, "а в иные воскресные дни прочитывать напечатанное в Следованной псалтыри на листу 386, весьма душеполезное и поощрительное спящей и нерадеющей о своем спасении душе, слово св. Кирилла, архиепископа Иерусалимского об исходе души и о втором пришествии". За время своего управления Воронежской епархией Т. строго наблюдал за исполнением этого предписания. A чтобы познакомить священников с проповедованием катехизиса, он вызвал из Московской славяно-греко-латинской академии воспитанника Ивана Васильевича Турбина, который каждое воскресенье произносил проповеди в кафедральном соборе.
К слушанию этих проповедей должны были являться все духовные лица Воронежа.
Для уездных же городов, в которых нельзя было найти людей способных быть катехизаторами, разослана была особая книжка для чтения в церквах.
Т. старался по возможности о просвещении духовенства, заботился об исправлении нравственных его недостатков; им было написано и разослано по епархии особое наставление в виде окружного послания, в котором излагаются высокие обязанности священника, как он должен готовиться к совершению таинств, внушалось избегать пьянства, сквернословия, худых обычаев.
Заботясь о доброй жизни в нравственности духовенства, прибегая к строгим подчас мерам наказания, он тем не менее наблюдал, чтобы консистория не была пристрастна по отношению к священникам в своих действиях и приговорах, не оттягивала дел, боролся против грубого обращения консисторских чиновников с священниками. T. первый запретил в своей епархии применение телесного наказания к лицам духовного звания.
И в своих собственных решениях он являлся не столько строгим судьей, карающим преступление, сколько пастырем, исправляющим провинившегося.
Много внимания уделял Т. и школам, в которых ощущалась большая нужда. Семинария, основанная в Воронеже в 1721 г., стояла на чрезвычайно низком уровне при предшественнике Т. Во всей Воронежской епархии оставались только две славянские школы: одна при архиерейском доме, а другая в Острогожске.
Недостаток школ понудил Т. предписать духовным правлениям городов епархии завести славянские школы и нужные для них здания купить или выстроить за счет духовенства. Ho вследствие нерадивости духовных управителей, несочувствия этому делу со стороны духовенства вообще, скупившегося на средства, и побегов учеников эти школы пришлось через два года закрыть.
Тогда Т. вместо них открыл латинские школы в Острогожске и Ельце. Кроме того, им была открыта школа в Новочеркасске для детей священников Донского края, где чувствовалась особенная нужда в просвещенном духовенстве вследствие склонности казаков к расколу.
Когда после отобрания у монастырей крестьян была сделана правительством первая ассигновка на содержание духовных школ, Т. приступил к устройству в Воронеже семинарии; для этой цели был расширен прежний семинарский дом и вызваны учителя из числа воспитанников Киевской академии и Харьковского коллегиума.
Сбор же с духовенства на содержание училищ был прекращен.
Т. часто посещал классы, сам определял порядок занятий, отмечал лучшие и поучительнейшие места для толкования воспитанникам.
Им же написана была и "Инструкция, что семинаристам должно наблюдать", где излагались нравственные обязанности воспитанников, как будущих пастырей.
Дурное состояние монастырей Воронежской епархии, нетрезвый образ жизни некоторых монахов, непорядки, царившие в их среде, также обратили на себя внимание T., и им было написано 15 статей для монашества.
Не менее значительны его заботы о преподании народу основных христианских понятий.
С этой целью Т. произносил проповеди, отличавшиеся простотой, глубиной веры и воодушевлением, писал особые сочинения для народа и рассылал их по церквам.
Таковы: "Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда держать должно"; "Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать"; "Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям"; "Примечания некая, из св. Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая, с последующими образцами", с кратким увещеванием к скорому обращению.
Наконец, им было еще написано большое сочинение "Плоть и дух, или собрание некиих нравоучений из св. Писания, Ветхого Завета и псалмов и толкователя св. Писания, Иоанна Златоустого" (СПб. 1796). Т. принимал целый ряд мер, направленных к тому, чтобы народ более усердно посещал храмы в праздничные и воскресные дни; для этой цели им, между прочим, было разослано по епархии "Краткое увещание, како подобает в святые храмы входить на славословие". T. боролся и против нехристианских обычаев, распространенных в населении.
Так, с целью искоренения таких обычаев в праздновании масленицы он произнес в 1765 г. наиболее замечательную из своих проповедей "Слово о сырной седмице". Энергично боролся он также против празднования Ярила, народного праздника, пережитка языческой старины.
В 1765 г. он сам явился на площадь, где происходили празднества в честь Ярилы, и произнес проповедь; по этому же поводу он написал "Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшаяся Ярило", и в результате празднество это постепенно было забыто.
Борьба с расколом, имевшим глубокие корни в Донской области не только среди мирян, но отчасти и среди духовенства, также отнимала немало сил y T., но эта борьба к значительным результатам не привела.
В своей деятельности по оздоровлению церкви T. встречал препятствия со стороны как населения, так и духовенства, которое было недовольно строгостью и требовательностью епископа.
Утомленный непрерывными заботами и борьбой Т. просил об увольнении его на покой и был уволен 17 декабря 1767 г. Д. Ровинский утверждает, что увольнение его произошло потому, что он произнес во дворце обличительную проповедь.
На воронежской епископской кафедре Т. пробыл 4 года 7 месяцев.
Удалившись на покой, Т, первоначально поселился в заштатном Толшевском монастыре, расположенном в 40 верстах от Воронежа.
Эта обитель была им выбрана благодаря уединенности ее местоположения, но нездоровый климат, вредные болотистые испарения заставили его в 1769 г. переселиться в Задонский Богородицкий монастырь.
Первоначально Т. томился столь резким переходом от энергичной деятельности, проявленной им на воронежской кафедре, к покою монастырской жизни: он полагал даже принять предложенное ему петербургским архиепископом место настоятеля Валдайского Иверского монастыря, но потом отказался от своего намерения и навсегда остался в Задонске.
Жизнь Т. в Задонском монастыре отличалась простотой и являла собою пример высокого благочестия и аскетизма.
Он продал лучшую свою одежду и драгоценности, какие сохранились у него со времени служения на воронежской кафедре, и вырученные деньги роздал бедным.
Для себя он оставил самое необходимое, пищу употреблял самую скудную, спал очень мало, отказывал себе во всем и большую часть своего времени отдавал молитве и богословским занятиям.
Наряду с этим Т. занимался тяжелыми работами в монастырском саду, пилил и колол сам дрова, косил сено и т. п. "Если бы не епископский сан, — говаривал он своему келейнику, — я бы пошел на самые простые работы, как-то: рубить дрова, воду носить, муку сеять, хлебы печь. Но та беда, что у нас в России нельзя сего сделать". Он не любил и избегал обычных услуг от своего келейника и принимал их только в наиболее необходимых случаях.
Много сил Т. потратил на борьбу со своим характером.
По натуре он был человеком впечатлительным и раздражительным, склонен к унынию; временами им овладевало чувство тоски и безотчетной скорби; только упорной борьбой и ценой многих усилий ему удалось сгладить эти неровности и выработать в себе смирение и кроткое отношение к людям, развить в себе те нравственные начала, которые он считал обязательными для всякого христианина.
Он достиг той степени смирения, когда старший у младшего просит прощения; и Т. часто кланялся в ноги своему келейнику и просил прощения, если замечал, что чем-нибудь обидел его. О том же свидетельствует еще и следующий случай.
Раз в гостях у знакомого помещика Т. встретился с одним дворянином, человеком вольнодумным и вспыльчивым, и вступил с ним в спор; святитель сильно и метко возражал своему собеседнику, и последний пришел в такое раздражение, что ударил его по щеке. Тогда Т. упал ему в ноги со словами: "Простите меня, Бога ради, что я ввел вас в такое исступление". Этот поступок так сильно подействовал на дворянина, что он сам стал просить прощения и с того времени сделался добрым христианином.
Интересна следующая характеристика, данная Т. одним из его келейников: "Комплексии святитель был ипохондрической и часть холерики была в нем. Иногда даст мне строгий и справедливый выговор, но скоро потом придет в раскаяние и сожаление". На покое Т. с усердием предался делам благотворительности и милосердия.
По сочувствию к простому народу и потому, что, происходя сам из низшего сословия, хорошо знал бедственное положение крестьян, Т. больше всего благотворил крестьянам, хотя в то же время не отказывался помогать бедным и из других сословий.
Лишался ли кто дома благодаря пожару, или же какое-нибудь несчастье доводило крестьянина до разорения, Т. всегда оказывал по мере сил материальную помощь обнищавшему.
На его средства выстроена была в г. Ливнах значительная богадельня.
На дела благотворительности он тратил всю свою пенсию в 500 рублей и все средства, какие получал в дар от частных лиц. Т. часто посещал больных и умирающих окрестных селений, утешая и ободряя их своими беседами.
Таким же другом-утешителем был он и для заключенных; в Елецкой тюрьме он бывал по нескольку раз в году. Его общительность и простота в обращении, его жизнерадостность духа привлекали к нему сердца людей. Келия его сделалась источником духовного целения для окружающего населения, среди которого он пользовался исключительным уважением и авторитетом.
Он мирил ссорившихся монахов и часто улаживал раздоры среди помещиков, возникавшие главным образом на почве семейных недоразумений.
Есть много основании думать, что именно по духовному облику T. нарисован Достоевским его старец Зосима в "Братьях Карамазовых". По своему происхождению близкий к народу, T. любил беседовать с людьми низшего сословия, — и с тем большим удовольствием, когда собеседники не узнавали его под простым одеянием.
Ему понятен был разговор крестьян, известны их нужды и потребности.
Часто, под видом простого монаха или послушника, встречая крестьян на дворе или у крыльца, он заводил с ними простой разговор, расспрашивал об их работах, занятиях, повинностях, правительственных распоряжениях и т. п. Считая христианское воспитание очень важным для человека, имеющим крупное влияние на всю его дальнейшую жизнь, и видя, с другой стороны, невнимательность крестьян к воспитанию и образованию своих детей, Т. охотно собирал детей в своей келии, заботился об их воспитании, стараясь внушить им христианские понятия, смягчить их дурные нравы и склонности.
И к нему с охотой приходили дети из соседней слободы.
Даже многих из раскольников привлекал к Т. слух о его добродетельной жизни. Вскоре после поселения его в Задонском монастыре раскольники, безуспешно искавшие себе архипастыря обратились, наконец, к нему с предложением быть у них епископом.
Недоразумение с этим обращением явное, но оно красноречиво говорит о высоком образе жизни святителя, импонировавшем даже людям других церковных обрядов.
Несмотря на отказ T., раскольники продолжали питать к нему чувство уважения, тем более, что он не был сторонником решительных мер в преследовании их. Так словом и делом Т. завоевывал себе симпатии широких слоев окружного населения.
Т. продолжал много писать и в Задонске, где им закончены лучшие творения.
В писаниях Т. замечается преобладание нравственно-религиозного содержания; вопросам морали христианской посвящены наиболее крупные его сочинения.
Нравственная жизнь была для него важнее и выше всего, и потому во всех своих сочинениях он главным образом старается раскрыть обязанности христианина, так как в них он видел сущность нравственности, но вместе с тем он не делает одну какую-нибудь добродетель центральным пунктом и исключительной задачей нравственного совершенствования, не сводит к ней одной все свои мысли, не концентрирует на ней одной своего внимания.
Как в своей собственной жизни он не предавался исключительно одному только подвигу, так и в сочинениях своих он старается по возможности полнее обнять и раскрыть всеобщие обязанности человека.
Так, например, его книга "Об истинном христианстве" имеет предметом своим именно такое полное духовное развитие человека в "мужа совершенна". Но, чтобы общественное положение не отвлекало людей от этого дела нравственного совершенствования, Т. дает еще наставления частные, применительно к различию в общественном положении людей: он оставил наставления государю и подданным, богачу и бедняку, знатному и незнатному, сильному и слабому, купцу и покупателю, мужу и жене, родителям и детям, работодателю и рабочему.
В связи с вопросами религиозно-нравственными T. старался представлять и догматы веры. И в изображении их он стремился к установлению живой и непосредственной связи догмата с реальною, повседневною жизнью, что делало его писания понятными и доступными широкому кругу лиц. Внешняя природа, обыденные явления и случаи жизни служили T. в качестве материала и иллюстрации для его нравственно-религиозных выводов и для выяснения сущности и значения догматов веры. В таком духе написана им книга "Сокровище, от мира собираемое". Аналогия между внешними явлениями природы и духовной жизнью человека, его религиозными воззрениями часто встречается у него; гармония, порядок, взаимная связь и зависимость друг от друга явлений видимой природы должны, по мнению T., напоминать и внушать нам мысль о порядке духовной жизни, о связи между людьми, основанной на взаимной помощи и любви. "Смотришь на небо, — пишет он, — такое чудное, высокое, обширное, украшенное различными звездами; на солнце и луну, сияющие и всю поднебесную осиявающие; на облака в воздухе, туда и сюда преходящие и как мехи дождь точащие и напояющие нивы наши. Представляет тебе чувство и разум землю с исполнением ее, с древесами травами, скотами, зверями, морями, реками, источниками и прочиим украшением.
От видимых прейди умом, от создания мира к создателю.
Да будет тебе случай сей удивиться: 1) Всемогуществу Бога нашего, который вся сия из ничего словом единым сотворил; 2) Премудрости Его который так премудро сотворил; 3) Благости Его, который вся сия нас ради сотворил". В своих сочинениях Т. очень редко прибегает к каким-либо логическим, чисто формальным построениям и доказательствам, а старается по преимуществу воздействовать на здравый смысл читателя, на непосредственное чувство истины, на свойственный и обычный для всякого среднего человека образ представлений.
И здесь заметно влияние, оказанное на него творениями Иоанна Златоуста бывшими самым любимым его чтением T постоянно пользуется для пояснения своих мыслей примерами, сравнениями, противоположениями, взятыми из повседневной жизни Язык его писаний отличается необыкновенною простотою, доступностью, живостью и увлекательностью формы; речь его изобилует народными оборотами и поэтическими образами.
Один из биографов T дает следующую характеристику его сочинений: "Общедоступное изложение самых высоких истин веры, приближенное к разумению самых простых христиан, редкое искусство посредством сравнений и образов сообщать истинам особенную ясность и занимательность для всякого христианина, при всяком удобном случае изыскать для них назидание и пролагать им путь к собственному усовершенствованию в богомыслии христианском все сии качества делают святителя T преимущественно народным христианским учителем"... Первым трудом, написанным Т. в Задонском монастыре, было его сочинение "Об истинном христианстве", в 6 частях (СПб. 1785 и 1803); в основу этого сочинения положен перевод из его богословских лекций, читанных в Тверской семинарии, с значительными дополнениями и разъяснениями.
К числу крупных и наиболее выдающихся писаний T. надо отнести "Сокровище духовное, от мира собираемое", в 4 частях (СПб. 1774) и "Плоть и дух или собрание некиих нравоучений из св. Писания, Нового Завета и псалмов и толкователя св. Писания св. Иоанна Златоустовского" (СПб. 1796); последнее сочинение еще в 1784 году издано было в Петербурге П. Богдановичем без указания автора, под названием "Скрижали нравоучения". Затем Т. написал "Наставление христианское с прибавлением о взаимных должностях христианских" (СПб. 1784; изд. 3-е СПб. 1794); выбрав из этого сочинения некоторые места и дополнив их некоторыми другими статьями T., синод издал этот сборник под названием "Наставление о собственных всякого христианина должностях" (СПб. 1789; 48-е издание, Москва 1870) и сделал распоряжение о чтении его по церквам.
Специально для монашеского духовенства Т. написал, кроме 15 статей еще в бытность его воронежским епископом, также "Правила монашеского жития" и "Наставления обратившимся от суетного мира". Затем им были написаны еще следующие статьи и сочинения самого разнообразного содержания: "Письма келейные" (СПб. 1784; изд. 2-е СПб. 1796); "Разные письма к некоторым писателям посыланные" (СПб. 1784; изд. 2-е 1802); "Разные проповеди" (СПб. 1784; изд. 2-е 1794; этот сборник приписывается также Тихону Малинину); " Кроткие нравоучительные слова" (СПб. 1784; изд. 2-е 1794); "Беседы о молитве" (СПб. 1821); "Чувствование о благодарении Богу" (СПб. 1821); "Вода мимотекущая"; "Полезное наставление о страхе Божием" (СПб. 1821); "О любви к врагам" (СПб. 1821); "О любви к ближнему" (СПб. 1821); "О отпущении согрешений ближнему" (СПб. 1821); "Увещание о сохранении правосудия и присяги"; "Познание о любви Божией" (СПб. 1821); "Рассуждение о смирении"; "Упование о надежде" (СПб. 1821); "Изъяснение о узком пути" (СПб. 1821); "Размышление о презрении и отрицании мира" (СПб. 1821). Затем есть указание, что Т. переводил псалтырь с еврейского языка и Новый Завет с греческого.
Кроме того он написал ряд мелких статей, инструкции и наставлений в связи с различными сторонами епархиального управления за время своего пребывания на воронежской кафедре.
Часть его сочинений была собрана и издана Евгением Болховитиновым, митрополитом киевским, под заглавием "Остальные сочинения Тихона" (СПб. 1799). Первое полное собрание его писаний, "Сочинения преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого", издано было тем же митрополитом Евгением в Петербурге, в 1825—1826 гг. Позднее издание полного собрания сочинений Т. взял на себя синод; оно вышло в свет в Москве, в 1836 г.; 5-е издание в 1889 г. Умер Т. в Задонском монастыре 13 августа 1783 г. Им было оставлено духовное завещание, в котором он делает последние распоряжения о раздаче имущества и прощается с братией монастырской.
В 1861 г. совершено было торжественное открытие мощей T., которые почивают открыто в Задонском монастыре.
Днем памяти его установлено 13 августа.
Жизнь Т. описали два его келейника, Иоанн Ефимов, в монашестве Тихон, и В. И. Чеботарев.
Письма Ефимова, в которых изображена жизнь Т. на покое, хранятся в Киево-Софийской библиотеке (под № 194). "Жизнеописание Тихона Задонского" в приложении к т. І "Собрания сочинений", СПб. 1835. — "Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского, для любителей и почитателей памяти сего преосвященного", СПб. 1799, изд. 2-е, Москва 1856 (автор — митрополит Евгений). — "Записки келейника В. И. Чеботарева" (Материалы для жизнеописания святителя Тихона, епископа Воронежского), "Православное Обозрение", 1861, т. V, № 7, стр. 299, и Прибавление к "Тамбовским Епархиальным Ведомостям", 1861, №№ 15—24. — "Жизнь почившего в Задонске Тихона, епископа Воронежского", СПб. 1861. — "Жизнь святителя Христова Тихона, епископа Воронежского, с присовокуплением избранных мест из его творений", Москва 1861, изд. 2-е 1862. — Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, всея Руси чудотворца" СПб. 1861, изд. 6-е 1870. — "Житие святителя Тихона Задонского", СПб. 1861. — В. Михайловский, "Святый Тихон, епископ Воронежский и Задонский", СПб. 1873, изд. 4-е 1899. — А. Лебедев, "Святитель Тихон Задонский и всея Руси чудотворец", изд. 3-е, СПб. 1890. — П. Кратиров, "Святитель Тихон Задонский как пастырь и пастыреучитель", Казань 1897—Н. Елагин, "Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, всея Руси чудотворца", СПб. 1876. — Л. Ефремов, "Жизнь и уроки из жизни св. Тихона", Воронеж 1874. — "Благодатная помощь св. Тихона", СПб. 1874. — "Угодник Божий святитель Тихон Задонский как наставник и руководитель в делах вспомоществования бедным", СПб, 1876. — О. М-ский, "Предание о св. Тихоне Задонском", "Душеполезное Чтение", 1865, № 7, стр. 113, и "Новгородские Губернские Ведомости", 1861, №№ 2—3. — Ал-др Лебединцев, "Отличительные черты и значение писаний св. отца нашего Тихона епископа Воронежского", "Дух Христианина", 1861, сентябрь, стр. 16. — В. Терюхин, "Село Короцко", "Новгородские Губернские Ведомости", 1861, № 39. — "Несколько сведений о святителе Тихоне, епископе Воронежском", Прибавление к "Херсонским Епархиальным Ведомостям", 1861, №№ 17—19, т, IV, стр. 30—36, 92—100, 136—159. — М. Былов, "В Воронежской губернии при епископе Тихоне", "Воронежские Епархиальные Ведомости", 1883, № 15. — П. С. Казанский, "Труды святителя Тихона, епископа Воронежского, по управлению Воронежской епархией", Прибавления к "Творениям св. отцев", 1862. — "Житие святителя Тихона Задонского", Москва 1894. — И. Я. Морошкин, "Прошение императрице Екатерине II Тихона Задонского об увольнении его от управления епархией", "Странник", 1872, № 2. — Переписка епископа Кирилла со святителем Тихоном", сообщ. Николаев, "Воронежские Епархиальные Ведомости", 1860, № 19. — "Инструкция преосвященного Тихона, 1763, о школах", "Тамбовские Губернские Ведомости", 1856, № 29. — "Новооткрытое письмо святителя Тихона Воронежского", сообщ. кн. Долгоруков, "Христианское Чтение", 1856, ч. I, стр. 461, и "Воронежские Губернские Ведомости", 1856, № 38—Два письма Тихона Задонского в "Христианском Чтении", 1833, № 4, стр. 62, и 1834, № 1, стр. 314. — Два письма T. Задонского в "Moсквитянине", 1850, № 18; 1851, № 1. — "Херсонские Губернские Ведомости", 1861, № 32. — "Киевские Епархиальные Ведомости", 1861, №№ 11 и 13. — "Ярославские Епархиальные Ведомости", 1861, № 34. — "Домашняя Беседа", 1859, № 42,стр. 397. — "Исторический Вестник", 1895, сентябрь. — "Москвитянин", 1843, №4. — "Воскресное Чтение", 1838, № 37. — "Душеполезное Чтение", 1872, ч. 3, № 9, стр. 33 и 76. — "Московские Епархиальные Ведомости", 1871, № 30, стр. 282; № 31, стр. 294. — Филарет Гумилевский, "Обзор русской духовной литературы", изд. 2-е, кн. 2, Чернигов 1863, стр. 100, № 54. — Его же, "История русской церкви", Чернигов 1862, период 5—и, стр. 8, 9, 36, 45, 50, 128, 133—135. — Митрополит Евгений Болховитинов, "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви", изд. 2-е, СПб. 1827, т. II, стр. 265. — Профессор Знаменский, "Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины ІI", "Православный Собеседник", 1875, т. ІII. — К. Здравомыслов, "Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен и до настоящего времени", Новгород 1897, — Бекетов, "Портреты именитых мужей российской церкви с приложением их кратких жизнеописаний", Москва 1843. — "Иером. Герантий, "Историко-статистическое описание Задонского Богородицкого монастыря", изд. 2-е, Москва 1873. — Н. Катаев, "Очерк истории русской церковной проповеди", "Херсонские Епархиальные Ведомости", 1824, № 24, приложение. — "Христианское Чтение", 1834, т. І. — П. Строев, "Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви", СПб. 1877, стр. 39, 453, 457, 836—"Полный христианский месяцеслов", Киев 1839 и 1868. — "Любопытный месяцеслов", СПб. 1794. — Сергий, "Полный месяцеслов Востока", Москва 1876, т. 2, ч. II, стр. 212. — София Дестунис, "Жития святых", СПб. 1891, август, стр. 43. — Филарет Гумилевский, "Жития святых, чтимых православною церковью", СПб. 1900, изд. 3-е, август, стр. 85. — · Архим. Игнатий, "Краткие жизнеописания русских святых", СПб. 1875, ч. II — Д. И. Протопопов, "Жития святых, чтимых православною церковью", Москва 1885, август, стр. 185. — Д. А. Ровинский, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. 1889, т. II, стр. 1743; приложение, стр. 288, — Геннади, "Анонимные книги", стр. 39. — Его же, "Словарь русских писателей", т. І, стр. 98. — В. И. Межов, "История русской и всеобщей словесности", СПб. 1872, № 546, 8416, 12149, 13293. — В. Сопиков, "Опыт российской библиографии", Москва 1824, ч. І, № 7959, 8158—8159, 8181—8182, 8304, 9109, 10326, 11792—11799, 12977—12978; ч. III, № 3655; ч. IV, № 7638. — "Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина" СПб. 1828, №№ 365, 356, 369, 370, 371, 372—373, 378, 379, 380, 391, 407, 416, 434, 444, 482, 672, 723, 925, 927, 929, 936, 980. — Роспись российским книгам для чтения из библиотеки В. Плавильщикова", СПб. 1820, №№ 1232, 1327, 1375, 1396, 1430—1431, 1442, 1458. {Половцов} Тихон Задонский — святой, знаменитый иерарх и духовный писатель.
Род. в 1724 г. в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губ., от бедного дьячка Савелья Кириллова, и назван Тимофеем.
Учился в Новгородской семинарии и был оставлен при ней учителем.
В 1758 г. принял монашество с именем Тихона; в 1759 г. назначен архимандритом Желтикова монастыря, потом переведен в Отроч монастырь и назначен ректором тверской семинарии и учителем богословия.
В 1761 г. Т. был возведен в сан епископа кексгольмского и ладожского викария Новгородской епархии, а в 1763 г. перемещен на самостоятельную воронежскую епископскую кафедру.
В первый же год своего пребывания в Воронеже, чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, Т. написал краткое учение "О седми св. тайнах". В следующем году им написано "Прибавление к должности священнической о тайне св. покаяния". В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной, доходящей до отчаяния скорби о грехах, утешать милосердием Божием.
Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, Т. предписал, чтобы на литургии всякий воскресный и праздничный день читать или Толковое евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в церкви, или полезное слово из Пролога.
Он установил в кафедральном соборе по воскресным дням проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из Московской славяно-греко-латинской академии Ивана Васильева Турбина.
К слушанию его поучений должны были собираться священно- и церковнослужители.
В уездные города разослана была особая книжка для чтения в церквах.
Духовенству было дано наставление, в котором были разъяснены высокие обязанности священника.
В своих судебных решениях Т. являлся не столько судьей, карающим поступок, сколько пастырем, заботящимся об исправлении виновного.
Еще раньше указа 1766 г. Т. запретил своей консистории телесное наказание священнослужителей; защищал своих подчиненных и от светских властей тогда еще дикого Донского края. По прибытии в Воронеж Т. нашел там лишь одну школу; другая была в гор. Острогожске.
Он предписал открывать по всем городам славянские школы, но они оказались малополезными; тогда открыты были латинские школы в Острогожске и Ельце. Когда была ассигнована первая незначительная сумма на содержание училищ, Т. немедленно устроил в Воронеже полную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова.
Т. часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам; для нравственного руководства учеников составил инструкцию ("Инструкция, что семинаристам должно наблюдать"). Пораженный дурным состоянием воронежских м-рей, Т. усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам.
Не довольствуясь одною устною проповедью, которую не все могли услышать, Т. писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа: "Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти в памяти всегда содержать должно"; "Краткое наставление, како подобает себе в христианской должности содержать; "Наставление о должности христианской, родителей к детям и детей к родителям" с кратким изъяснением десяти заповедей; "Примечания некая, из Святого Писания выбранная, возбуждающая грешника от сна греховного и к покаянию призывающая с последующими образами, с кратким увещанием к скорому обращению". Им было написано также большое сочинение: "Плоть и Дух". Из проповедей Т. особенно замечательно "Слово о сырной седмице", а из увещаний — "Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило". Т. правил воронежской епархией 4 года и 7 месяцев.
По расстройству здоровья он в конце 1767 г. испросил себе увольнение и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 вер. от Воронежа), а с марта 1769 г. — в Задонском монастыре.
Здесь Т. своею жизнью показал пример высокого благочестия и аскетизма.
Все время его, за исключением 4—5 часов тревожного отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве.
Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную, несмотря на слабость сил, часто занимался тяжелыми работами, колол дрова, косил сено и пр. Строгий к себе, он был любовно снисходителен к слабостям других.
Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный.
Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием; будучи богословом и подвижником, смиренно брал уроки духовной мудрости и духовного утешения из уст простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев.
Однажды в гостях у знакомых он вступил в беседу с каким-то дворянином вольтерьянцем и кротко, но сильно стал опровергать его; собеседник вышел из себя и дал ему пощечину; святитель тут же упал ему в ноги с мольбой о прощении — и этим так на него подействовал, что он с этих пор сделался хорошим христианином.
Келья святителя сделалась источником духовного просвещения для обширного округа.
Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставление и благословение.
Особенно любил Т. беседовать с простым народом, утешал его в его тяжелой доле, увещевал не роптать против начальства и господ, помогал разоренным деньгами.
Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви.
Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии.
Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем перед ними за их угнетенных крестьян.
На благотворения шла вся его 500-рублевая пенсия и все, что он получал в дар от знакомых.
Первым трудом Т. в Задонске было сочинение "Об истинном христианстве". Все сказанное здесь не только глубоко продумано, но и прочувствовано.
Затем Т. трудился над книгою "Сокровище духовное от мира собираемое": это — размышления о предметах веры по поводу слов, изречений или каких-нибудь явлений из видимой природы.
В то же время он составил еще "Проповеди краткие", "Наставление монашествующим", "Письма келейные", "Письма, к некоторым приятелям посланные" и "Наставление христианское". Св. Синод оценил достоинство этих произведений, составив из них для чтения в церквах "Наставление о собственных всякого христианина должностях" (1789; 48 изд. M., 1870). Специально для монахов написаны Т. "Правила монашеского жития" и "Наставление обратившимся от суетного мира". Кончина его последовала 13 августа 1783 г., а торжественное открытие его мощей — в 1861 г. Мощи Т. открыто почивают в Задонском Богородицком монастыре (см.). "Сочинения преосвященного Т., епископа воронежского и елецкого" изданы в СПб. в 1825—26 гг., в 15 част. Впоследствии Св. Синод взял на себя полное издание писаний св. Т. (M., 1 изд. 1836, 5 изд. 1889). Жизнь св. Т. описали два его келейника — Иоанн Ефимов, в монашестве Тихон, и В. И. Чеботарев.
Письма Ефимова, в которых изображается жизнь св. Т. на покое, хранятся в Киево-Софийской библиотеке (под № 194); в извлечении они напечатаны в составленном митр. Евгением жизнеописании Т., приложенном ко второму изданию "Творений" Т. "Записки о святителе Т." Василия Чеботарева напечатаны в "Православном обозрении" за 1861 г., № 7. Ср. Е. Болховитинов, "Описание жизни преосвящ.
Т., епископа воронежского и елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного" (СПб., 1796); П. С. Казанский, "Труды святителя Т. I, епископа воронежского, по управлению воронежскою паствою" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1862); "Житие иже во святых отца нашего Т., епископа воронежского, всея России чудотворца" (изд. 2, СПб., 1862); "Жизнь новоявленного угодника Божия Т., епископа воронежского и елецкого, с присовокуплением избранных мест из его творений" (изд. 2, M., 1862); "Житие святителя Т. Задонского" (СПб., 1866); В. Михайловский, "Святый Т., епископ воронежский и задонский" (СПб., 1873); архим. Игнатий, "Краткие жизнеописания русских святых" (СПб., 1875); "Житие святителя Т. Задонского" (М., 1894); прот. А. Лебедев, "Святитель Т. Задонский и всея России чудотворец" (изд. 3, СПб., 1896); К. Здравомыслов, "Иерархи новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени" (Новгород, 1897). П. Кратиров, "Святитель Т. Задонский, как пастырь и пастыреучитель" (Казань, 1897). {Брокгауз}