Телешова Екатерина Александровна
— ученица Дидло, любимая балерина Петербургских Императорских театров, известная своим талантливым исполнением пантомимных ролей. Родилась в 1805 г., умерла в 1850 г. Воспитывалась в Императорском театральном училище.
Еще воспитанницей Т. обратила на себя внимание графа M. A. Милорадовича, тогдашнего петербургского военного генерал-губернатора.
Благодаря его покровительству и родству с драматургом князем А. А. Шаховским, Т. стали выделять среди остальных учениц училища, и она стала выступать на петербургской сцене. Впервые она выступила в 1819 г. в балете "Зефир и Флора", исполняя роль Гименея.
В 1821 г. она обратила на себя внимание удачным исполнением роли Бабеты в балете "Дезертир", а в следующем году имела решительный успех в балете "Разрушенный кумир", поставленном Дидло в бенефис знаменитой балерины Истоминой.
Курс театрального училища T. окончила в 1823 г. и с тех пор постоянно стала выступать на балетной сцене, восхищая всех своей легкостью и грацией.
Фаддей Булгарин ("Русская Талия") пишет о ней: "Телешова юная питомица Терпсихоры, отличная в трудном искусстве пантомимы, все свои роли исполняет с необыкновенным успехом.
Она подает большие надежды своим постоянным стремлением к совершенствованию". По словам современников, Т. была красавица, стройная, изящная, увлекательная.
Красотой и талантом она приобрела многих восторженных поклонников, среди которых находились Милорадович и Грибоедов.
Последний писал о ней своему другу: "Телешова в три-четыре вечера меня с ума свела". В свое время было много толков о том, что личная история из-за T., которая вышла у Грибоедова с гр. Милорадовичем, помешала постановке в 1825 г. "Горе от ума" на петербургской сцене. По поводу выступления T. в роли волшебницы, обольщающей витязя ("Руслан и Людмила"), Грибоедов написал "Послание к Телешовой" (напечатанное в "Сыне Отечества" за 1825 год): О, кто она? Любовь, Харита? Иль Пери из страны иной? Эдем покинула родной, Тончайшим облаком обвита?.. Зачем манишь рукою нежной, Зачем влачишь из дальних стран Пришельца в плен твой неизбежный К страданью неисцельных ран. Особенным успехом пользовалась Т. в балетах " Дезертир", исполняя роль Луизы, "Федра", "Возвращение из Индии", "Фенелла", исполняя с громадным успехом роль немой Фенеллы.
Выступала она неоднократно в драматических ролях, напр. в драмах Скриба, особенно удачно в роли русской сироты Ольги. Вольф, "Хроника петербургских театров". — Плещеев, "Наш балет". — Арапов, "Летопись русского театра". — "Пантеон русских и всех европейских театров" за 1840 г. — Покровский. "Биография Грибоедова", — Соч. Грибоедова, т. I, стр. 190 (письмо к Бегичеву). — "Сын Отечества". 1825—"Русская Талия", 1825. {Половцов} Телешова, Екатерина Александровна (1805—1850) — талантливая танцовщица Имп. спб. театра.
Ученица Дидло; из СПб. театрального училища выпущена в 1823 г. Т. особенно отличалась в пантомимных ролях — Фенеллы (опера "Фенелла"), Луизы ("Дезертир"), "Ольги русской сироты" (драма Скриба) и др. По поводу исполнения ею роли волшебницы (в балете "Руслан и Людмила") Грибоедов написал: "О кто она? Любовь, харита, иль Пери для страны иной" и пр. См. альманах Булгарина "Русская Талия" (1825). {Брокгауз}