Тавризян Гаянэ Михайловна
(р. 27.05.1934) — спец. в обл. истории филос., филос. антропологии, культурологии; д-р филос. наук. Род. в Ленинграде.
В 1958 окончила романо-герм. отделение филол. ф-та Ереванского гос. ун-та, в 1962 — асп. кафедры франц. яз. МГУ. В 1962—1964 — референт агентства печати "Новости". С 1964 работает в ИФ АН СССР (ныне РАН), с 1973 — в должности ст. н.с, с 1990 по наст. вр. — в должности вед. н. с. сектора совр. зап. филос. Канд. дисс. —"Феноменологический метод и проблема человека во французском экзистенциализме" (1968). Докт. дисс. — "Проблема технического прогресса в западной философско-социологической мысли XX века" (1991). Инициатор и ред. кол л. изд.: "Философия, религия, культура" (М., 1982), ж. "История философии" РАН (с 1997), перевода работ Й.Хейзинги "Homo Ludens" и "В тени завтрашнего дня" (М., 1992) и др. Сфера науч. интересов —осн. напр. зап. филос. XX в., в т.ч. — экзистенциализм, феноменология, филос. жизни, филос. антропология, филос. истории, культурология, филос. техники, соц. теории XX в. Одна из осн. проблем в иссл. Т. — дух. ситуация человека в совр. эпоху. С начала 70-х гг. выдвигает и обосновывает идеи об опасных для человека и культуры последствиях технизированной цивилизации, не уравновешиваемой высоким уровнем дух. развития об-ва; об условности понятия "нейтральность" применительно к технике; выдвигает проблему филос. интерпретации феномена техники, изучения обратного воздействия техники на человека и об-во, рассмотрения техники в контексте истории и культуры.
В течение многих лет занимаясь экзистенциалистской мыслью XX столетия, представила важнейший аспект творч. франц. философа-экзистенциалиста Г.Марселя — его драматургию, впервые переведя на рус. яз. избранные филос. пьесы Марселя, дав теор. анализ марселевского театра как незаменимой сферы воплощения идеи экзистенции, многообразных форм интеракции, "сцены" как ситуации.
Соч.: Метатехническое обоснование сущности техники М.Хайдеггером // ВФ. 1971. № 12; Человек—наука—техника.
М., 1973; Проблема человека во французском экзистенциализме.
М., 1977; Проблема преемственности гуманистического идеала человека в современной культуре // ВФ. 1983. № 1; Техника, культура, человек.
М., 1986; О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры.
М., 1989; Йохан Хейзинга: кредо историка (послесловие) // Й.Хейзинга. Homo Ludens. M., 1992; Вступительная статья, перевод, комментарии // Г.Марсель.
Трагическая мудрость философии.
М., 1995.