Тарковский Андрей Арсеньевич
(04.04.1932—29.12.1986) — кинорежиссер, нар. артист России (1980). Сын рус. поэта А.А.Тарковского.
Род. в Ивановской обл. В 1960 окончил режиссерский ф-т (мастерская М.И.Ромма) Всес. гос. ин-та кинематографии.
Работал на киностудии "Мосфильм". С 1982 снимал фильмы на Западе, в 1984 в результате многолетней конфронтации с руководством Госкино СССР эмигрировал в Италию.
Поставил фильмы: в 1961 "Каток и скрипка" (соавтор сценария); в 1962 "Иваново детство", получивший гл. приз Междунар. кинофестиваля в Венеции; в 1966—1971 "Андрей Рублев" (соавтор сценария), приз ФИПРЕССИ на Междунар. кинофестивале в Канне в 1969; в 1972 "Солярис" (соавтор сценария), спец. приз Междунар. кинофестиваля в Канне; в 1975 "Зеркало" (соавт. сценария); в 1980 "Сталкер" (он же гл. художник); в 1983 в Италии "Ностальгия" (соавтор сценария), получивший три премии на Междунар. кинофестивале в Канне; в 1986 в Швеции "Жертвоприношение" (автор сценария).
Гл. идея, к-рую Т. выдвинул в самом начале своего творч. и потом реализовал в фильмах, состоит в том, что искусство "должно поселять в человеке надежду и веру. Даже если мир, о к-ром рассказывает художник, не оставляет места для упований.
Нет, даже еще более определенно: чем мрачнее мир, к-рый возникает на экране, тем яснее должен ощущаться положенный в основу творч. концепции художника идеал, тем отчетливее должна приоткрываться перед зрителем возможность выхода на новую духовную высоту". Он относился к кино как способу "достижения какой-то истины в той максимальной степени, на какую я способен". Для Т. изначально кинематограф был полноценным, серьезным искусством.
В своем последнем интервью для парижского еженедельника "Фигаро-магазин" он говорил: "Только при наличии собственного взгляда на вещи режиссер становится художником, а кинематограф — искусством". Т. был убежден, что высшее предназначение художника в том, чтобы выразить в своем творч. те идеалы, к-рые выстраданы народом, чтобы в своих произведениях показать предчувствие народом перемен к лучшему.
Принципиально важно отметить, что в жизни, в своей кинематографической деятельности он соответствовал своему пониманию высокого предназначения художника: бескомпромиссно отстаивал свою позицию в искусстве; его фильмы носили независимый характер; снимал только то, что ему хотелось снимать; выступал против общедоступности фильмов и коммерциализации кинематографа; был беспощаден в первую очередь к себе и к др. в работе над фильмами; в последнем фильме, зная о смертельной болезни, остался верен своим творч. убеждениям.
В том же интервью он говорил: "Художник есть совесть об-ва, как аппарат наиболее чуткий, восприимчивый к происходящему вокруг него. Большому художнику удается создавать шедевры именно потому, что он способен видеть как-то зорче др., с радостью или болью преувеличенно воспринимать мир", он воплощает нравств. идеал своего времени.
Комментируя уже свои первые фильмы, Т. подчеркивает, что они о крайнем проявлении верности нравств. долгу, борьбе за него, вере в него на уровне конфликта личности, где катастрофа означает несломленность человеч. души, о поиске нравственного идеального варианта поведения.
Его волнует проблема преодоления, убежденности, нравственного преображения на пути борьбы в рамках собственной судьбы.
По самой сути поднимаемые Т. вопросы имеют экзист. значение, так как неразрывно связаны с существованием самого человека: его выход на новую дух. высоту несломленность человеч. души, поиск нравственного идеала бытия человека.
Он видел свою задачу и в том, "чтобы создать свой индивидуальный поток времени... Образ в кино не просто холодное документальное воспроизведение объекта на пленке.
Образ в кино строится на умении выдать за наблюдение свое ощущение объекта". Кино "не исчерпывается визуальным рядом, а лишь намекает на что-то, распространяющееся за кадр, на то, что позволяет выйти из кадра в жизнь"; фильм "больше, что он дает нам непосредственно, эмпирически" (О кинообразе.
Запись и комментарий О.Сурковой // Искусство кино. 1979. № 3). С филос. позиций в его концепции просматривается эволюция субъектно-объектных отношений, специфика гуманит. познания, ярко выраженный личностно-эмоциональный характер художеств. освоения действительности, трансцендирующее постижение жизни, метафизика кинокартины.
С т. зр. спец., Т. создал язык кино XXI века, внес принципиально новое в визуализацию мышления.
Многочисленные критики и исследователи его творч. отмечают конкретность и иносказание его фильмов.
Для Т. сюжеты есть'' лишь внешн. поводы для обнаружения внутр. мира человека.
Гл. для него, что и как он хочет показать в фильме, и это мало зависит от избр. им сюжета и жанра. В его кинофильмах присутствуют и разл., но тоже постоянные темы (преодоления, творч., дома, жертвоприношения), а также рассматриваются образы, метафоры, символы, архетипы.
По свидетельствам с ним работавших, идеалом Т. в кино было абсолютное и единоличное "авторство" (не случайно он, режиссер-постановщик, часто писал в соавт. сценарии, а в одном фильме был и гл. художником).
Он мечтал снять картину, равную зрительскому времени, причем, снимая земное, передать ощущение космического.
Исследователь филос. аспектов в фильмах Т. И.И.Евлампиев показал, что в творч. Т. адекватно воплотились нек-рые важные традиции рус. религ. филос., в частности концепция Всеединства.
Т. стремился пересмотреть традиц. стереотипы в понимании сущности отношений человека с миром и роли человека в мире, в связи с чем человек предстает как неотъемлемая, слитная часть бытия и как центр бытия, как его составляющая, через к-рый осуществляется связь всех элементов и через к-рый "...все мельчайшие элементы бытия получают какой-то смысл, какое-то значение, складываясь в гармоничное целое" ("Страсти по Андрею": философия жертвенности.
Андрей Тарковский и традиции русской философии // ВФ. 2000. № 1. С.56—57; Андрей Тарковский и новая философия человека // ВФ. 1996. № 12). Он считает гл. темой Т. осмысление предельной вовлеченности человека в бытие, полной зависимости человеч. бытия от бытия др. человека и от мирового бытия. По самой своей сути мировоззрение Т. носит филос. характер: рассмотрение мира в целом и отношение человека к этому миру. Мировоззренч. проблемы у него решаются в пользу гуманист. и оптимистической истины.
По воспоминаниям, Т. был верующим человеком, о его отношении к религии свидетельствуют высказывания и фильмы, в к-рых присутствуют религ. мотивы (напр., мотив Троицы в фильмах "Андрей Рублев" и "Сталкер"), христ. символика.
Как художник путь постижения Бога он мог выразить только через свое искусство.
В своем интервью для "Фигаро-магазин" Т., исходя из своего 25-летнего опыта работы в кино, так охарактеризовал творч. вообще: "Художник творит инстинктивно, он не знает, почему именно в данный момент он пишет именно это. Только потом он начинает анализировать, находить объяснения, умствовать и приходить к ответам, не имеющим ничего общего с инстинктом, с инстинктивной потребностью творить, выражать себя. В нек-ром роде творч. есть выражение дух. существа в человеке в противоположность существу физ., творч. есть как бы док-во существования этого дух. существа". Сюжет созревает в душе бессознательно, а фильмы "отличаются от сценариев, потому что они развиваются “по внутр., интуитивным законам — как бы помимо воли их автора”". Т. крайне скептически относился к попыткам объяснения (даже самим автором) смысла фильма: если не убеждает зрителя то, что они видят на экране, то слова подавно бессильны, ибо принципиально важно эмоциональное восприятие произведения и если оно не возникло, то словесное воздействие на сознание, на интеллект не поможет понять этой картины.
По сути контакт с произведением искусства происходит не на понятийно-абстрактном, рациональном, а на образно-чувственном, эмоциональном уровне.
Т. похоронен во Франции, на православном кладбище близ Парижа.
Творч. Т. — многочисленные интервью, встречи со зрителями, их письма, архивные материалы, воспоминания современников, автобиографичные заметки, история жизни и филос. творч. — все это еще недостаточно изучено.
Не переведена на рус. язык его кн. "Запечатленное время", в к-рой обобщен опыт работы над фильмами и теор. размышления об искусстве и творч. И самое гл. — его фильмы, вызывающие постоянный интерес зрителей и спец. как в России так и за рубежом, требуют объяснения, понимания и сотворч.
Соч.: Запечатленное время // Вопросы киноискусства.
Вып.10. М., 1967; Солярис без экзотики // Литературная газ. 1970. № 4; Зачем прошлое встречается с будущим? Беседа с кинорежиссером (ведет и комментирует О.Евгеньева) // Искусство кино. 1971. № 11; Режиссер и зритель.
Проблема контакта. (Беседа с А.Тарковским.
Записала О.Суркова) // Молодой коммунист. 1974. № 6; Перед новыми задачами. (Записала О.Суркова) // Искусство кино. 1977. № 7; Единомышленник прежде всего // Сов. художники театра и кино. М., 1977; О кинообразе. (Запись и комментарий О.Сурковой) // Искусство кино. 1979. № 3; Запечатленное время (на нем. языке). ФРГ. 1985; Для меня кино — это способ достичь какой-то истины // Сов. Россия. 1988. № 77. А.И.Скоблик Тарковский, Андрей Арсеньевич Род. 1932, ум. 1986. Кинорежиссер.
Выпускник Московского института востоковедения, позднее режиссерского факультета ВГИКа (1960, мастерская М. Ромма). Первая работа — короткометражный фильм "Каток и скрипка" (дипломная работа, 1960, в 1961 г. удостоен главного приза фестиваля студенческих фильмов в Нью-Йорке). Фильмография: "Иваново детство" (1962), "Страсти по Андрею" (1966, на экранах с 1971 г. как "Андрей Рублев"), "Солярис" (1972, "Серебряная пальмовая ветвь" к/ф в Канне), "Зеркало" (1975), "Сталкер" (1979, премия экуменического жюри к/ф в Канне, 1982), "Время путешествия" (док. ф., 1982), "Ностальгия" (1983, Италия — Франция, Гран-при к/ф в Канне, 1983), "Жертвоприношение" (1986, специальная премия, премия экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1986). Народный артист РСФСР (1980). С 1982 г. в эмиграции.